Эксперты: «Необходим единый федеральный орган, регулирующий сферу обращения с отходами»

Мусорная реформа провалена, утверждают многие отраслевые эксперты. Однако власти рапортуют о том, что, несмотря на трудности при реализации № 458-ФЗ, до конца 2017 года на новую систему обращения с отходами перейдут 27 регионов РФ. О реальном ходе мусорной реформы и положении дел в отрасли +1 поговорил с исполнительным директором некоммерческой ассоциации «Промышленность за экологию» Любовью Меланевской и членом Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации РФ Владиславом Жуковым.

Фото: Любовь Меланевская и Владислав Жуков

Сегодня проблемой отходов в стране занимаются сразу семь министерств. Как распределены между ними компетенции? Не является ли такое количество регуляторов причиной пробуксовки мусорной реформы?

Любовь Меланевская: Разобщенность в вопросах регулирования отрасли очевидна. Каждое ведомство отстаивает свои интересы — в результате страдают и система обращения с отходами, и бизнес, и сами органы власти, поскольку размывается ответственность, рычаги управления реформой переходят из одних рук в другие, и нет общего понимания, когда и что должно быть реализовано. Считаю, что назначение единого контролирующего органа помогло бы развитию системы обращения с отходами.

Владислав Жуков: Минприроды среди семи министерств далеко не главный регулятор, несмотря на то, что эти функции закреплены за ним согласно закону № 458-ФЗ. В разработке поправок 2014 года принимали участие и Минстрой, и Минпромторг, который до сих пор рассматривает подзаконные акты. Как известно, у семи нянек дитя без глаза.

При начале реформирования сферы обращения с отходами, в частности, в Совете Федерации, мы разрабатывали закон о вторичных ресурсах и об отходах их производственного потребления. Документ предусматривал создание единственного государственного органа, контролирующего отрасль. Однако правовое управление Администрации президента дало рекомендации, которые, безусловно, этот закон «погребли»: полномочия были размыты по разным ведомствам. Сейчас реформа буксует и по этой причине. Мы, представители экспертного сообщества, постоянно подчеркиваем необходимость создания единого органа, которому будут переданы все полномочия по управлению отходами в масштабах страны.

Какое министерство могло бы взять на себя эту роль?

В.Ж.: Сейчас в отношении отработки правовых решений и технологических подходов наиболее результативно Министерство промышленности и торговли РФ. То же бюро наилучших доступных технологий Центра экологической промышленной политики сейчас погружено в Минпромторг. Стратегия развития отрасли обращения с отходами формируется сегодня на площадках этого министерства. Равно как и концепция разрабатываемого закона о вторичных матресурсах, которая является основой экономической модели отходоперерабатывающей отрасли.

Не хочу преуменьшать роль Минприроды, но неправильно делать из экологов экономистов. Целью закона № 458-ФЗ была закладка экономических предпосылок создания индустрии переработки. На мой взгляд, его должно было разрабатывать министерство, имеющее прикладной взгляд на экономику — например, Минэкономразвития. Минприроды отвечает за реализацию политики экологической безопасности в России — то есть, предпринимает ограничительные, а не стимулирующие меры. У природоохранного ведомства нет специального профессионального ресурса, и поэтому оно не справилось с подготовкой территориальных схем. Сфера деятельности Минприроды — контрольно-надзорные функции, нормирование, выдача разрешений, определение классов опасности и условий обращения с отходами — то есть, контроль над системой безопасности в мусорной отрасли.

Л.М.: Соглашусь с тем, что, к сожалению, Минпромторг сегодня занимает более активную позицию в реализации природоохранных мероприятий, чем Минприроды. Хотя, на мой взгляд, в формировании единой государственной экологической стратегии именно последнее ведомство должно лидировать, охватывая все вопросы защиты окружающей среды, включая обращение с отходами. Минпромторг по своей сути должен нести ответственность за развитие инфраструктуры, качество перерабатывающих технологий и согласование с переработчиками того, что будет заложено в стратегию по обращению с отходами.

Продолжение интервью читайте на +1