«Есть тихие герои, спасатели природы. В силах бизнеса найти их и помочь»  

Совладелец группы компаний «Бизнес Молодость» и член клуба «Золотая панда» Всемирного фонда дикой природы (WWF) Петр Осипов рассказал «+1», зачем бизнесу участвовать в природоохранных проектах и как воспитать любовь к планете.

Петр Осипов (второй слева) с единомышленниками из «Бизнес Молодости»
Петр Осипов (второй слева) с единомышленниками из «Бизнес Молодости»
Фото: new.wwf.ru

Зачем бизнесу заниматься экологическими проектами?

Одна из суперспособностей предпринимателя — генерировать ресурсы и деньги. И всегда встает вопрос: а что делать с дополнительными деньгами. Базовые потребности — дом, квартира, машина — это еще не все. И формулировка «кто больше денег заработал к концу жизни, тот и выиграл» как-то не ложится на сердце. Эти деньги надо направлять обратно в общество. Русские предприниматели дореволюционной России — Бахрушин, Третьяков, Мамонтов — профессионально занимались благотворительностью. На советское время эта традиция прервалась, а с 90-х годов шло становление бизнеса, накопление первичного капитала. Современное поколение понимает, что деньги — уже не собственность. Сейчас, когда ясно, что в России можно зарабатывать, возникает вопрос: для чего я это делаю? В благотворительности есть разные виды деятельности, и одна из них связана с сохранением дикой природы. Это та тема, которой я болею. До нее мало у кого доходят руки.

Почему вы выбрали сферу защиты природы?

Все идет из детства. Мои родители и учителя еще в школе приучали: если выехал на природу, начни с уборки и оставь лес после себя чище, чем он был. Когда в 2013 году я стал хорошо зарабатывать, я посетил 13 стран. Но ничего я не полюбил так, как люблю нашу тайгу, Алтай, Карелию. Потом я познакомился с Павлом Фоменко (руководитель отдела по сохранению редких видов, Амурский филиал WWF. — Прим. ред.) и узнал, в чем состоят реальные потребности защитника природы. Например, для защиты амурских тигров нужны деньги элементарно на бензин, оружие для борьбы с браконьерами. 4–5 лет назад в клубе «Золотых панд» было 37 человек, и я поймал себя на мысли: все думают, что есть группа финансово обеспеченных людей, которые эти вопросы решают. Но все не так радужно. Я съездил с Павлом Фоменко на Дальний Восток, и меня перещелкнуло — вот то, чем я хочу заниматься. На примере работы группы, спасающей амурских тигров, я увидел, во что вкладываются деньги бизнеса. Мы с командой открыли для себя огромную сферу.

Расскажите о системных проектах, которые вы поддерживаете.

Первым делом расскажу, почему мы занимаемся спасением амурских тигров. Вовсе не потому, что кошачьи классные, а потому что тигр — вершина трофического каскада. На начало проекта WWF России их оставалось 300 особей на планету. Сейчас около 500. Тигр пасет огромную территорию. И если он на ней живет, значит, территория здорова. Значит, там достаточно кабанов, зубров, оленей. А раз есть кабаны, то растут кедры и дубы. Это опять же защита от браконьерской вырубки. Это кажется, что кругом тайга, но на самом деле часто это быстро выращенный лес, потому что вырубались 200-летние кедровые леса, а выращивают в основном ель. Мы в «Бизнес Молодости» вместе с главой «М-Видео» Александром Тынкованом профинансировали почти 10-миллионный проект сохранения малонарушенных кедровых лесов, научную разработку которого сделал WWF. Поскольку огромные территории невозможно проинспектировать силами лесничества, была внедрена система космического мониторинга. Теперь дроны курируют пространство, делают снимки местности и сопоставляют их со спутниковыми снимками. Если ландшафт меняется, реагирует бригада. Сегодня к мониторингу привлечены силы МЧС. И это большой успех — курирование территорий надо передавать государству, потому что система защиты природы базируется на трех столпах: местное сообщество и работающие там эксперты, бизнес, государство.

Можно ли зарабатывать деньги непосредственно на экологической деятельности?

Есть люди двух типов: те, кто умеет зарабатывать деньги, и те, кто болеет идеей сохранения природы. Я называю этих людей «соль земли». Это невидимые герои нашей страны, на их плечах огромная миссия. Этим двум типам — предпринимателям и героям — надо быть в партнерстве. Потому что сам по себе предприниматель не знает то, что знает эксперт, который 20–30 лет работает над изучением природы. Тот же Павел Фоменко, который своими руками делает операции тиграм. Мы не можем делать его работу лучше, чем он сам. В наших силах найти такого компетентного человека и помочь ему, профинансировать.

Продолжение интервью читайте на +1

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl/Cmd+Enter