Китай отказывается принимать токсичные отходы
С 2018 года Китай ввел запрет на ввоз 24 видов отходов, включая электронные отходы, макулатуру и трудно перерабатываемый пластик 3–7 типов, в том числе винил и поливинилхлорид, полиэтилен низкой плотности, полипропилен и другие. Эта мера призвана снизить экологические риски в стране и улучшить ее мировой имидж в области экологической культуры.
Сегодня мусорные отходы направляют на китайские перерабатывающие заводы со всех стран мира. В среднем это составляет 3,7 тысячи контейнеров ежедневно. Из-за низких цен на отгрузку и сортировку в сочетании с отсутствием строгого законодательного регулирования в области экологии КНР стала одним из самых популярных направлений по переработке. Ограничения на ввоз вступят в полную силу в марте этого года, однако де-факто они уже начались. Большое количество грузов, прибывших на переработку и содержащих упомянутые выше вещества, простаивают в портах Гонконга.
Крупные мировые компании рассматривают предстоящий запрет КНР и последующие за этим сложности как открывающуюся возможность использовать большее количество вторсырья на собственном производстве. По данным портала GreenBiz, в США, например, производители намерены увеличить объемы утилизации запрещенных к экспорту в Китай материалов и перейти на переработку замкнутого цикла. Это принесет компаниям долгосрочные дивиденды: сэкономит сырье и снизит негативное воздействие на окружающую среду.
Американская компания Closed Loop Partners занимается инвестициями в экологически устойчивые товары, современные технологии переработки и развитие циклической экономики. Ее специалисты подсчитали, что совокупный доход от переработки внутри страны может составить не менее $0,5 трлн в разных отраслях. В масштабах крупных городов это более $20 млрд сэкономленных средств и снижение выбросов парниковых газов более чем на 500 млн тонн.
«Перерабатывающие компании в США рассматривают эти краткосрочные проблемы как возможность для инноваций и инвестиций в нашу инфраструктуру по утилизации пластмасс», — заявил президент американской Ассоциации переработчиков пластмасс Стив Александер. Многие уже идут по этому пути и добиваются впечатляющих результатов. Так, например, IntegriCo Composites полностью производит композитные железнодорожные шпалы из вторично переработанного пластика, заменив им традиционную древесину. Автомобильный гигант Subaru в США более 10 лет работает по безотходной технологии. Все неиспользованные материалы повторно направляются в производство, принося компании дополнительные $1–2 млн в год.
Вместе с тем для многих экспортеров отходов ограничения, вводимые Китаем, могут оказаться критичными. Как пишет британская Financial Times со ссылкой на протокол заседания Министерства окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства, с 2012 года Великобритания отправила в КНР около 2,7 млн тонн отходов и половина этого объема не соответствует новым требованиям. Британские муниципальные советы, ежегодно отправляющие 38 тыс. тонн отходов китайским переработчикам, заявили, что пересматривают порядок сортировки материалов.
Однако, по прогнозам «Гринпис», существует риск того, что вместо инвестиций в новые мощности и технологии потоки отходов будут просто перераспределяться по другим направлениям — во Вьетнам и в Индию, которые также являются привлекательными с точки зрения переработки. Только в прошлом году в каждую из этих стран Великобритания экспортировала 32 тыс. тонн пластика на утилизацию.
Автор
Дарья Кузнецова