Мусорная реформа: страх и закон
Эксперты Международной конференции «Обращение с отходами: управление, финансирование, организация — международной опыт», которая прошла в рамках выставки «Экотех», признали, что данные регионов России по отходам не точны. Прорехи в правовом поле не позволяют решить существующие проблемы, а страх перемен тормозит переход от утилизации отходов к их переработке.
Устранить противоречия в законах
Новая система обращения с коммунальными отходами должна заработать 1 января 2019 года. До этого момента чиновники рассчитывают устранить существующие противоречия в законодательстве.
Несколько докладчиков отметили, что нормативные акты входят в противоречие с реальностью: предприятия не могут учесть переработку и утилизацию отходов и вынуждены уплачивать экологический сбор.
Директор «Делойт-консалтинг» Татьяна Кофанова отметила, что действующий сейчас единый подход к начислению экологического сбора вызывает претензии у бизнеса. По ее словам, пивовары считают, что экосбор на тару превышает затраты на ее переработку, производители пластика полагают, что сбор недостаточен, а производители электроприборов считают его соответствующим стоимости переработки.
Она рекомендовала законодателям обратиться к компаниям-производителям за консультациями по размеру экологического сбора и стоимости переработки.
Европейские предприниматели, работающие в нашей стране, видят сложность исполнения новой «мусорной» стратегии в том, что сортировка отходов в России, в отличии от Европы, не обязателен. По их мнению, ответственность за сбор и утилизацию мусора по российскому законодательству в большей степени лежит на производителях, а в Европе она распределена между местными властями, коммунальными службами, производителями, продавцами и жителями.
Все-таки они ошибаются
Регионы еще к сентябрю 2016 года должны были перейти на новую систему обращения с отходами, основанную на территориальных схемах. К концу 2017 года 82 региона из 85 утвердили схемы, но только 45 разработали программы по обращению с отходами и всего пять выбрали компанию, которая реализует задуманное.
«Ошибки в терсхемах достигают 20%, в масштабах России это превращается в 41 млрд рублей, которые платят жители регионов за мусор», — заявил на конференции заместитель руководителя экспертного совета при Минстрое России Артем Седов.
Как пояснил эксперт, территориальные схемы предусматривают деление региона на зоны по тарифам на обращение с отходами. Некоторые регионы выделили 30 тарифных зон, что приведет к большому разбросу тарифов в рамках одного региона. Другая крайность — деление всего на две зоны, одна из которых густонаселенный центр, а вторая — окраины с большим плечом перевозки мусора. В этом случае регион не сможет привлечь инвесторов для обслуживания второй, «невыгодной», территории.
Размеры экологических платежей
По данным Минприроды, экологические сборы в 2017 году составили один млрд рублей (0,1% ВВП страны). Собранные средства будут направлены на региональные проекты по переработке и утилизации отходов.
Директор «Делойт-консалтинг» Татьяна Кофанова предложила ввести льготы, субсидии или другие формы поддержки для предприятий, которые внедряют новые системы переработки отходов. «Компаниям выгоднее заниматься переработкой, чем просто платить экологический сбор», — пояснила представитель «Делойт».
Coca-Cola и шины
Два участника конференции поделились опытом пилотных проектов утилизации и переработки мусора.
Первый пример привела исполнительный директор некоммерческой ассоциации РусПЭК Любовь Меланевская. Один из членов организации — компания Coca-Cola запустила программу «Разделяй с нами!» в России. В 2016 году проект стартовал в шести городах FIFA 2018: в Москве и области, Санкт-Петербурге, Саранске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Казани.
По словам Меланевской, притом что программа успешно реализуется, возникли непредвиденные сложности — региональные компании, работающие в сфере обращения с отходами, боятся присоединяться к акции.
«Местные операторы боятся прихода региональных из-за страха быть выдавленными с рынка. Они также боятся, что придут мусоросжигательные заводы и заберут у них весь объем сырья. Кроме того, нет поддержки раздельного сбора мусора со стороны государства», — сказала Меланевская.
Опытом в решении проблемы утилизации старых шин поделился член Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по природопользованию и экологии Владимир Аленцин. Он отметил, что в 2013 году в Московской области началась волонтерская программа по очистке территории от старых покрышек. В настоящее время площадка приема старых шин работает постоянно и автовладельцы сразу могут привозить их туда. Потом покрышки отправляются на дробилки для изготовления крошки, которая используется для уличных покрытий.
Исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева отметила, что это единственный способ утилизации шин, предусмотренный законом. Получается, переработчик зависит от спроса на крошку, а это величина не постоянная. Эксперт сослалась на зарубежный опыт, где 75% шин сжигается и энергия идет на нужды производства, а 25% превращаются в золу, которая входит в состав цемента.
Подробнее о реформе обращения с отходами, правовых и технологических сложностях этого процесса можно узнать из Спецпроекта «+1». А пока 90–93% отходов в России отправляется на свалку, в то время как в Европе это 40%.
Автор
Наталья Парамонова