Штрафы за отсутсвие мониторинга выбросов

В России могут ввести санкции для компаний, не оборудованных системами мониторинга выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Соответствующий проект поправок к Кодексу об административных правонарушениях и изменений в закон «Об охране окружающей среды» глава Минприроды Сергей Донской направил правительству. Об этом сообщается в пресс-релизе ведомства.

Завод в Нижнем Тагиле
Завод в Нижнем Тагиле
Фото: pikabu.ru

Согласно проекту, вредные производства I категории будут указывать в заявке на получение комплексного экологическое разрешения данные о программе оснащения стационарных источников выбросов и сбросов. Речь идет об вредных производствах, которые негативно влияют на окружающую среду, в том числе предприятия по добыче сырой нефти и газа. Компании обяжут устанавливать системы контроля не позже чем через четыре года после получения экологического разрешения. Срок может быть продлен при необходимости реконструировать или вывести из эксплуатации объекты.

Если поправки в правительстве одобрят, у предприятий появятся новые штрафы. Так, за несвоевременное оснащение стационарных источников выбросов и сбросов системами автоматического контроля должностные лица заплатят от 20 тыс. до 40 тыс. рублей, компании — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.

Умышленное сокрытие или несвоевременное предоставление показателей, полученных с помощью мониторинга, обойдется должностным лицам в сумму от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, предприятиям — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

За предоставление в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, недостоверных показателей должностных лиц оштрафуют на сумму от 15 тыс. до 30 тыс. рублей; предприятия — от 100 тыс. до 200 тыс. руб. В документе уточняется, что предприниматель, не зарегистрировавший свою фирму, также несет ответственность как юридическое лицо.

По словам кандидата экономических наук, директора Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов Высшей школы экономики Георгия Сафонова, современная системы мониторинга и учета загрязнения поможет снизить заболеваемость и смертность от неблагоприятных экологических факторов. К тому же в отличие от расчетных методов автоматизированные системы «беспристрастны» и, при надлежащем применении, «менее коррупциогенны».

Георгий Сафонов, кандидат экономических наук, директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов ВШЭ

«В США системы постоянного автоматического мониторинга выбросов на всех крупных предприятиях работают с середины 1990-х годов. Данные о выбросах поступают напрямую в природоохранные органы власти: специалисты в реальном времени отслеживают динамику выбросов основных загрязняющих веществ. В случае превышения разрешенных объемов, включаются системы предупреждения. Если предприятие не выполняет требования, руководство штрафуют и привлекают к уголовной ответственности при значительных нарушениях. За 20 лет выбросы двуокиси серы, например, в электроэнергетике благодаря системе сократились на 40%, хотя цены на электроэнергию снизились на 10%, а объем производства вырос»

Георгий Сафонов, кандидат экономических наук, директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов ВШЭ

Как считает председатель рабочей группы по климатической политике Ассоциации европейского бизнеса, заместитель главы компании «Экоком» Антон Галенович, отчетность о выбросах и сбросах — лишь часть мер, необходимых, чтобы снизить негативное воздействие предприятий на окружающую среду.

Антон Галенович , председатель рабочей группы по климатической политике Ассоциации европейского бизнеса, заместитель главы компании «Экоком»

«Если это система административная, как в России, то для нее характерны высокий уровень издержек, в том числе на создание и поддержание отчетности и мониторинга, и крайне низкий уровень эффективности. Если это система налоговая, то ответственность за искажение или сокрытие данных весьма серьезная, как за нарушения налогового законодательства. При этом высокий уровень налогов реально сдерживает вредную для природы деятельность. Если это система рыночная, то ответственность за такие нарушения еще более высокая, вплоть до уголовной. Но реальный объем выбросов и сбросов жестко ограничен допустимым. Ответственность должна быть в любом случае ощутимой, но в рамках административной модели не изменит общей ситуации. Предприятия, по их мнению, платят слишком много, но размер ущерба окружающей среде и здоровью человека никак не зависят от размера этой платы»

Антон Галенович , председатель рабочей группы по климатической политике Ассоциации европейского бизнеса, заместитель главы компании «Экоком»