Прогноз непогоды

3 сентября Министерство природных ресурсов и экологии опубликовало проект ежегодного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации». Ведомство посвятило целый раздел негативным последствиям «наблюдаемого и ожидаемого» изменения климата в стране. В прогнозах: проблемы с транспортной инфраструктурой, рост числа природных катаклизмов, увеличение смертности, эпидемии, неурожаи и нашествие вредителей. Тезисы доклада для +1 прокомментировали эксперты.

Фото: gazeta.ru

Тезис: Изменения климата в РФ многообразны и проявляются, в частности, в изменении частоты и интенсивности климатических аномалий и экстремальных погодных явлений.

«Раздел про климат в докладах Минприроды был всегда, особых страшилок в прогнозах Минприроды я не вижу, это лишь изложение научных результатов. В этом году информация об угрозах на территории России в основном взята из доклада Климатического центра Росгидромета. С цифрами и статистикой ситуация выглядит гораздо убедительнее и вызывает большие опасения. Меня теперь многие спрашивают — правда ли, что так меняется климат и сильно влияет на все? Конечно, да, и ничего нового в этой информации нет»

Алексей Кокорин, директор программы «Климат и энергетика» WWF России

Тезис: Ожидается повышение смертности городского населения при волнах тепла, особенно выраженное в группе старше 65 лет, а также страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями; повышение заболеваемости населения при сочетании воздействия высоких температур и повышенного уровня загрязнения атмосферного воздуха при пожарах лесов и торфяников.

«Всем памятен 2010 год (аномальная жара в России в июне-августе, массовые пожары и смог в городах, — прим. +1), когда погибли 54 тыс. человек. В обычные годы последствия не столь пагубны, однако волны жары ведут к достаточно тяжелым последствиям, по разным оценкам, к 5–8 тыс. дополнительных смертей в год. Страдают в основном люди пожилого возраста, люди с сердечно-сосудистыми и другими хроническими заболеваниями. Сейчас начинают детально изучаться вопросы влияния волн жары на репродуктивное здоровье, на здоровье беременных женщин и новорожденных»

Борис Ревич, руководитель Лаборатории анализа и прогнозирования общественного здоровья Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

Тезис: В 2017 году разработаны новые средства обнаружения лесных пожаров (беспилотные летательные аппараты), а также технологии тушения лесных пожаров (применение взрывчатых веществ, предварительная обработка лесных участков противопожарными реагентами, и др.).

«Все эти технологии используются не первое десятилетие — это базовые средства обнаружения и тушения пожаров. Взрывчатые вещества были широко распространены в советское время, взрывные работы вели парашютисты и десантники-пожарные и делали минерализованные защитные полосы в лесах. Потом, из-за борьбы с терроризмом, оборот взрывчатки был сильно ограничен, и только с прошлого года снова начался такой эксперимент в некоторых регионах. Дроны для тушения пожаров находятся в серой зоне законодательства, нет возможности использовать их легально, поэтому госструктуры и добровольческие организации делают это на свой страх и риск. Конечно, самое эффективное средство — обнаруживать возгорания быстро и тушить их, пока они еще маленькие. Для этого нужно постоянное наблюдение, авиационное патрулирование и в 10 раз больше людей на пожарах. Но регионам на это не выделяется достаточно денег»

Григорий Куксин, руководитель противопожарной программы Гринпис России

Тезис: Ожидается ускоренное старение зданий, автодорог и других сооружений из-за усиления разрушающего воздействия температурно-влажностных деформаций; увеличение числа аварий, связанных с деформацией железнодорожных путей при экстремально высоких температурах воздуха.

«На транспортную инфраструктуру влияют опасные погодные условия, которые являются следствием изменения климата. Например, дорожное покрытие автомобильных трасс очень уязвимо с точки зрения перепадов температур. Волны жары разрушают структуру асфальта, и он начинает плавиться. Из-за обильных дождей вымывается нижний грунтовой слой под асфальтом, на дороге появляются провалы, ямы. Высокая температура может повредить рельсы на железных дорогах, так как нагревание металла меняет его структуру. Но у повышения температуры из-за изменения климата могут быть и положительные стороны для транспортных систем. Если зима теплая, не нужно тратиться на противогололедную обработку дорог и уборку снега»

Александр Багин, научный руководитель Института экономики, природопользования и экологической политики ВШЭ

Тезис: Объем инвестиций в сфере обращения с отходами в России в 2017 году составил 10 942 млн руб., из них инвестиции, направленные на установки (производства) для утилизации и переработки отходов производства, составили 4 170 млн руб.

«В грамотно составленном докладе должны быть данные о том, сколько мощностей появилось по утилизации пластика, сколько — стекла, сколько — макулатуры, или, допустим, красных шламов, если мы говорим об отходах добычи. И на какой процент они загружены, какую продукцию на них производят. То же самое в отношении объектов по обезвреживанию. Также в докладе не освещаются мероприятия по строительству сортировок для твердых коммунальных отходов. Думаю, что цифры все эти если и не выдуманные, то сильно измененные. Кроме того, в стране существует инфраструктура раздельного сбора, и можно было бы осветить этот аспект. Но увы»

Анна Гаркуша, руководитель направления по работе с органами власти движения «РазДельный Сбор»

Тезис: Росстандартом утвержден и опубликован 51 справочник НДТ (наилучших доступных технологий, — прим. +1) по всем отраслям применения. В 2018 году запланировано разработать и утвердить 19 национальных стандартов в области НДТ.

«Идея НДТ такая: если вы используете технологии, которые соответствуют справочникам, вроде как лучшие из возможных, то с вас взятки гладки: вам даже и платить за вредное воздействие на природу не стоит, потому как лучше вы уже быть не можете. С одной стороны, платежи за выбросы и сбросы используются как кнут, с другой стороны, этим кнутом подстегиваются позитивные перемены в направлении внедрения НДТ. По замыслу неплохо, во что это превращается сейчас, сказать трудно.

Важно, чтобы была система объективных измерений. Для этого нужно оснастить предприятия большим количеством приборов, которые фиксируют выбросы. Как я понимаю, основная сложность именно в этом. Во-первых, это довольно сложные и тонкие приборы. Во-вторых, их нужно намного больше, чем выпускает российская промышленность. В итоге это оказалось дорого, и российская промышленность оказалась к этому не готова. Кроме того, нужен электронный протокол, который пересылает данные напрямую в надзорные органы, где благодаря этому появляется возможность объективного контроля. Все это требует времени. Не помню, какая дата внедрения была установлена первоначально, но ее придется перенести, потому что промышленность явно не успевает»

Михаил Юлкин, генеральный директор АНО «Центр экологических инвестиций»