Прозрачные, как вода
Примерно треть рыбы и морепродуктов, импортируемых из Мексики в США, является незаконно выловленной ― такие данные приводит портал GreenBiz. Это серьезная проблема, как для сохранения морской фауны, так и для предприятий пищевой промышленности и торговли, которые стремятся вести бизнес этично.
Возможность отследить происхождение улова ограничена, особенно если рыба проходит от места вылова до стола через нескольких посредников. Улучшить ее берутся технологические компании, специализирующиеся на контроле улова и обеспечении прозрачности цепочек поставок.
Стартапы для этичного улова
До сих пор рыбакам было крайне сложно избегать прилова ― попадания в сети морских млекопитающих, а также рыб, не имеющих промысловой ценности либо вообще принадлежащих к исчезающим видам.
Помочь с контролем прилова им обещает стартап SmartCatch. Он разработал дистанционно управляемую систему мониторинга сети под названием DigiCatch, которая работает в режиме реального времени. В нее входят HD-видеокамеры, осветительные приборы с регулируемой яркостью и сенсоры; это позволяет оператору, контролирующему трал, видеть, что происходит внутри. А технология SmartNet, предназначенная для использования в паре с DigiCatch, дает возможность отпускать ненужную часть улова.
Фирма ThisFish создала сеть, в которую ответственные рыболовные компании вносят данные об улове ― где и как он был добыт, можно ли считать его экологически чистым. Каждая рыба помечается биркой с уникальным кодом, по которому торговая точка либо конечный потребитель может узнать данные и выйти на изначального поставщика. Партнерами стартапа на сегодняшний день являются 12 коммерческих предприятий и НКО.
В основе бизнеса компании Sustainable Fishery Trade лежит другой принцип: она напрямую связывает рыболовные компании с дорогими ресторанами, которые заботятся о высоком качестве продуктов питания и этичном вылове рыбы.
Угроза биоразнообразию и ответственность бизнеса
Человечество уже исчерпало треть мировых запасов рыбы, и с 1990-х годов уловы в глобальном масштабе снижаются ― такие данные приводит организация Greenpeace в октябрьском докладе «Море отчаяния». По ее оценкам, если к 2025 году производство морепродуктов увеличится на 20%, это уничтожит океанические экосистемы.
Кроме того, нарушение прав рыбаков и торговля людьми на рыболовных судах или перерабатывающих предприятиях существует более чем в 50 странах. Среди них печально известен Таиланд, где широко распространены и перевылов рыбы, и рабский труд.
Однако экологи Greenpeace обнаружили, что ряд крупных компаний пищевой промышленности продает ответственно добытые морепродукты и повышает прозрачность в рыболовном бизнесе, тем самым защищая океаны и людей, занятых в этой сфере. В числе таких компаний упоминается и российский рыбопромышленный холдинг «Карат», сменивший название на «Норебо». Упомянутые организации придерживаются ответственных практик сами и требуют того же от своих поставщиков.
Так, McDonald’s, Espersen, Young’s Seafood, Iglo, Findus и Birds Eye отказались от расширения лова трески на севере Баренцева моря ― акватории, освободившейся ото льда в результате глобального потепления. Этот регион сопоставим по площади с двумя территориями Франции и включает в себя архипелаг Свальбард. Территория получила прозвище «Северные Галапагосы» и является домом для ряда редких арктических животных.
Говоря о рыболовстве в тропических широтах, Greenbiz также приводит пример американской компании Aramark, которая первой перестала принимать улов с судов, участвующих в перепогрузке. Такие корабли могут оставаться в океане годами, создавая условия для рабского труда и прочих злоупотреблений. От сотрудничества с практикующими перепогрузку рыбы поставщиками отказались и такие гиганты пищепрома, как Mars и Nestle, а это ― сигнал для всей отрасли, который трудно игнорировать.
Автор
Людмила Брус