Рашид Исмаилов: «Мусоросжигание — не альтернатива переработке»

По мнению ряда экспертов, реформа сферы обращения с отходами успешно провалена: территориальные схемы, представляющие собой базу данных обо всех отходах в регионах — от источника образования до мест утилизации и захоронения — не отражают реальных мусорных потоков и даже приблизительного числа перерабатывающих мощностей. При этом региональные операторы еще не приступили к созданию инфраструктуры по сортировке и утилизации. Экологи и активисты высказывают опасения насчет строительства мусоросжигательных заводов — некоторые считают, что мусоросжигание поставит крест на индустрии переработки. В то же время, РФ затягивает переход к низкоуглеродному развитию, что может привести к еще большему технологическому отставанию страны.

Рашид Исмаилов на конференции +1 «Управление изменениями. Экология»
Рашид Исмаилов на конференции +1 «Управление изменениями. Экология»
Фото: Анастасия Большакова

О решениях проблем, связанных с переработкой отходов и внедрением возобновляемых источников энергии, +1 поговорил с Рашидом Исмаиловым, руководителем рабочей группы «Экология и природопользование» в Экспертном совете при Правительстве РФ.

Что, по Вашему мнению, стало причиной того, что реформа сферы обращения с отходами провалилась? Ранее в этом году Минпромторг признал, что в нынешнем виде реформа не поможет решить проблему накопления отходов.

На мой взгляд, реформа не провалена. Очевидно, что срок ее реализации затянут (в связи с неготовностью регионов РФ перейти на новую систему обращения с отходами имплементация перенесена с 2017-го на 2019 год. — Прим. автора), также сдвинуты сроки принятия необходимых нормативных актов. Никто этого не скрывает — ни эксперты, ни представители регуляторов: Минприроды, Минстроя, ФАС, Минпромторга. Дело в том, что данная реформа носит достаточно революционный характер и должен пройти определенный эволюционный процесс, чтобы она заработала. Она также связана с большим числом участников и разными источниками финансирования — экономикой, бизнесом, бюджетом, регионами, региональными операторами — и, что очень критично, с взаимодействием нескольких регуляторов.

Реформа сферы обращения с отходами носит достаточно революционный характер и должен пройти определенный эволюционный процесс, чтобы она заработала

Что стало главной причиной задержки реализации отраслевых преобразований?

Ключевая причина, из-за которой тормозится реформа, — это отсутствие источников финансирования. Она будет проводиться на основе привлечения внебюджетных средств через региональных операторов. Государство при этом лишь создает условия, нормативную базу и запускает реформу. Инвестировать в ее реализацию — в строительство перерабатывающих мощностей, в автопарки, логистику, полигоны — должен бизнес. И он обязательно будет вкладываться, но только тогда, когда увидит, что созданные государством правила ему подходят.

Также до сих пор не урегулирован вопрос того, насколько будет увеличен тариф по вывозу, транспортировке и переработке твердых коммунальных отходов для жителей. Над решением этой проблемы работают ФАС, регионы и Минстрой России.

Еще одна проблема — отсутствие согласованности между федеральными органами исполнительной власти. Сейчас коммуникация построена таким образом, что эффективный диалог между ними отсутствует: каждый тянет одеяло на себя, очень тяжело согласовываются документы. Часто возникает ситуация, когда федеральный закон уже давно принят, а подзаконные акты, которые этим законом предусмотрены, еще находятся в стадии разработки. Отсутствие согласованности в «командной игре» приводит к тому, что необходимые условия для осуществления преобразований не создаются.

Вопрос того, насколько будет увеличен тариф по вывозу, транспортировке и переработке ТБО для жителей до сих пор не урегулирован

Реформа тормозится из-за неуверенности операторов в целесообразности финансирования инфраструктуры по сортировке и переработке отходов. Вместе с тем, федеральным органам исполнительной власти, которые могли бы создать необходимые для бизнеса условия, не удается договориться между собой. Как можно реанимировать ситуацию и спасти реформу?

Меры уже принимаются. Так, по поручению зампреда правительства Дмитрия Козака был создан штаб по этой реформе — возглавляет его замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис. В состав структуры вошли все ответственные деятели тех федеральных органов исполнительной власти, которые задействованы в этом процессе. Штаб уже действует, и в его полномочия входит решение всех проблем, связанных с запуском и развитием реформы обращения с отходами.

Полная версия на +1