Разлив нефти в Британском музее
Арт-группа британских экологических активистов BP or not BP? провела протестную акцию в холле Британского музея: с балкона внутри здания было спущено черное полотно в виде шкалы с цифрами, отражающими количество нефтяных разливов компании «Роснефть» в Сибири. Акция арт-группы была приурочена к закрытию выставки, посвященной скифским воинам древней Сибири. Спонсором выставки выступила нефтяная компания BP plc, до 2001 — British Petroleum. BP является партнером и акционером «Роснефти», владея 19,75% российской корпорации. Выставка была подготовлена в партнерстве с Эрмитажем.
На верхней строчке подготовленного для акции полотна была отмечена цифра 2 700 с подписью «BP в России: слишком много нефтяных разливов — это сколько?».
Как пояснили организаторы протестной акции, цифры отражают количество разливов компании «Роснефть» в Ханты-Мансийском административном округе в 2011 году. Частью художественной акции протеста стало разбрасывание 2 000 бумажных черных капель в зале Большого двора музея. Вместе с «нефтяным дождем» посетители получили листовки с призывом к руководству музея прекратить сотрудничество с BP. В конце мероприятия активисты символично собрали бумажные капли.
Активисты BP or not BP? организовывают художественные акции протеста и выступают против спонсорства нефтяными компаниями сферы культуры и искусства. Как говорится на сайте арт-группы, подобная пиар-деятельность дает нефтяным корпорациям возможность иметь так называемую «социальную лицензию», то есть одобрение своей работы обществом.
Акция в день закрытия выставки о скифских воинах древней Сибири стала четвертым протестным мероприятием, организованным BP or not BP? с сентября 2017 года. Одной из причин протеста также стало отсутствие на выставке информации об изменении климата. А ведь многие экспонаты были найдены на российских территориях вечной мерзлоты, таяние которой усугубляется в связи с глобальным потеплением. Это создает риски для жизнедеятельности обитающих там животных и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера.
«ВР — второй акционер „Роснефти“ после российского правительства. Компании имеют масштабные совместные проекты по добыче нефти в разных регионах страны. Российский нефтяной гигант известен как один из крупнейших загрязнителей окружающей среды. Почему Британский музей разрешил BP выступить спонсором выставки артефактов из тех регионов, которые подвергаются риску в связи с деятельностью компаний?» — отметила одна из участниц протестной акции и член BP or not BP? Хелен Глинн.
Как отмечает кандидат экономических наук, доцент кафедры международной экономики и руководитель секции «Исследования глобальной социальной ответственности организаций и международного бизнеса» ВШЭМ УрФУ Жанна Беляева, в соответствии с данными руководства по отчетности в области устойчивого развития (GRI), за последние 10 лет нефтяные компании сконцентрировались на проектах по разработке возобновляемых источников энергии и поддержке мировых инициатив о порядке предотвращения экологических катастроф в результате деятельности компаний.
Она добавляет, что объем инвестиций нефтяных компаний уровня Shell, BP, ExxonMobil в разработку «зеленого» топлива и проекты, направленные на образование и поддержку окружающей среды превышает вклад многих отраслей.
«Общественное давление предполагает саморегулирование в нефтяном бизнесе: делать больше, чем просто соблюдать закон. Это обеспечивает некую «социальную индульгенцию» с градацией по формальным и неформальным требованиям стейкхолдеров в разных странах. В более развитых странах речь идет о разработке и поддержке мировых экологических и регулирующих инициатив, компании быстроразвивающихся рынков преимущественно нацелены на технологическое оснащение производства и поддержку проектов страновых масштабов»
Жанна Беляева, руководитель секции «Исследования глобальной социальной ответственности организаций и международного бизнеса» ВШЭМ УрФУ
Эксперт отмечает, что нефтяные компании стоило бы исключить из рейтингов социально-ответственных компаний в связи с последствиями их действий для окружающей среды, наряду с компаниями, производящими оружие массового поражения, алкоголь и табачные продукты.
По данным «Гринпис», на российскую нефтяную промышленность приходится примерно 30 млн баррелей нефти в год. Это в семь раз больше, чем вследствие взрыва на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в 2010 году. Основные причины аварий на российских нефтепроводах — изношенность труб и слабое законодательство.
Автор
Татьяна Кондратенко