Тарификация выбросов CO2: специалисты оценили риски для бизнеса
Исследователи из консалтинговой компании Trucost, с 2016 года входящей в S&P Dow Jones Indices, разработали Corporate Carbon Pricing Tool. Это инструмент, который позволяет оценить возможности и риски, возникающие перед бизнесом в условиях введения тарификации выбросов парниковых газов. Уровень воздействия подобных мер связан не только с общим углеродным следом компании: важны региональная и отраслевая специфика, структура цепочек поставок, различные сроки и сценарии внедрения платы за CO2.
Цена избыточного тепла
Обязательство ограничить повышение мировой температуры на уровне 2ºC, принятое государствами в рамках Парижского соглашения, заставляет их правительства вводить систему тарификации выбросов углерода. Таким образом, экологические издержки перекладываются с общества на источники загрязнения. По данным исследования Trucost 2013 года, потери природного капитала, связанные с углеродными выбросами в секторах первичного производства и первичной переработки, достигают $2,7 трлн ежегодно.
Текущие цены в среднем составляют $40 за тонну CO2, но ожидается, что к 2030 году они вырастут до $120 в странах ОЭСР при условии реализации основной цели Парижского соглашения. Это повлияет на компании напрямую, через рост издержек, обусловленных регулированием, а также опосредованно — в связи с затратами поставщиков. Владельцы могут попытаться переложить расходы на потребителей за счет повышения отпускных цен, что может снизить спрос.
Расчет рисков
Corporate Carbon Pricing Tool позволяет подсчитать рисковую премию в зависимости от разрыва между нынешней и ожидаемой платой за выбросы. Этот разрыв обусловлен текущим статусом ценообразования на углерод в отдельных странах, а также скоростью и величиной роста тарифов в будущем. На основе премии за риск и данных о региональных выбросах компании можно рассчитать ее затраты при переходе к низкоуглеродной экономике. Метод позволяет бизнесу оценить разные сценарии влияния растущей цены углерода на доходность отдельных активов.
На основе открытых данных специалисты проанализировали выбросы и финансовую деятельность почти 100 компаний, действующих в 16 странах и представляющих 3 сектора: электрогенерацию, автомобильную и химическую промышленность. Исходя из сценария 2ºC, Trucost оценила операционные затраты и операционную прибыль этих компаний.
Риски, связанные с установлением тарифов, в 2017 году во всех трех отраслях были минимальными, но в обозримом будущем значительно возрастут. Распределение подверженной рискам прибыли между секторами заметно различается (см. график).
Различия по компаниям и секторам
Электроэнергетика больше других отраслей подвержена рискам, связанным с платой за эмиссию: 90% прибыли к 2030 году, а к 2050 году — 150%. В свою очередь, соответствующее соотношение для химического сектора составляет 30% и 60%. Для автомобильной промышленности — 15% и 30%. Различия между отраслями объясняются главным образом разной углеродоинтенсивностью бизнеса и разным географическим распределением активности. Электроэнергетические компании демонстрируют наибольший углеродный след в операционной деятельности, в том числе на единицу дохода. Отрасли также сложно быстро перемещать физические активы, что ограничивает ее гибкость в случае роста издержек. В отличие от электроэнергетики химическая и автомобильная промышленность отличаются меньшей углеродоинтенсивностью, а их производство и цепочки поставок более диверсифицированы географически.
Риски для отдельных компаний также значительно различаются от сектора к сектору и возрастают со временем. К 2050 году доля прибыли, подверженная рискам, будет варьироваться в химической промышленности от 1% до 300%, в электроэнергетике — от 1% до порядка 600%, среди автопроизводителей — от 7% до 82%.
Финансовый риск, связанный с ценой углерода, зависит от объема выбросов компании, расположения ее физической инфраструктуры, бизнес-модели и отраслевых условий — в частности, возможности переложить часть издержек на конечных потребителей. Аналитики Trucost рассмотрели две химические компании с примерно одинаковым показателем углеродоинтенсивности основной деятельности и цепочек поставок, 1,5 тыс. тонн CO2-эквивалента на $1 млн доходов. В среднем прибыль компании «Б» в 2017–2050 годах оказалась подвержена рискам на 30% больше, чем прибыль компании «А». В первую очередь это произошло потому, что компания «Б» эмитирует парниковые газы преимущественно в Европе, где в будущем ожидается заметный рост тарифов на углерод.
Больше всего рисков связано с выбросами в рамках цепочки поставок: 80% — в автомобилестроении, 53% — у химических компаний и 29% — в электроэнергетическом секторе.
Автор
Антон Чугунов