• Экология
  • 21.02.2019
  • 3 минуты на чтение

Вещь не в себе

Как индустрия одежды губит окружающий мир и как этому может противостоять один человек? Поделитесь с нуждающимися, если можно не выбрасывать, — таким принципом руководствуется бренд SELA, уже не в первый раз проводящий благотворительную акцию по сбору ненужной одежды.

Фото: Наталья Хохлова

Чем отличается плиссе от гофре, с чем сочетать кюлоты и почему стоит носить мюли с мини — все это Алина Петрова знает не хуже фэшн-эксперта. Студентка престижного филфака МГУ следит за модными веяниями так же внимательно, как и за литературными. «Поэтому одежда занимает у меня дома очень большое место, — говорит Алина. — И приходится иногда от нее избавляться». Это создает определенные проблемы — и для Алины, и для окружающей среды.

Глобальная текстильная индустрия выпускает порядка 100 млрд предметов одежды и аксессуаров каждый год. 60% из них попадает на свалку. Отрасль находится на втором месте по уровню загрязнения окружающей среды после нефтегазового сектора. Индустрия моды ответственна за 1,2 млрд тонн выбросов СО₂ ежегодно — это больше, чем от морских грузоперевозок и международных авиаперелетов, вместе взятых. Текстильная промышленность — одна из самых водоемких отраслей. Экологи подсчитали, что в Китае только при окраске и обработке текстиля сбрасывается более 2,5 млрд тонн сточных вод. Отрасль оценивается в $3 трлн. Экспорт одежды из Китая и Евросоюза в 2017 году составлял $158,4 млрд и $129,8 млрд соответственно. В топ-10 также входят Бангладеш, Вьетнам, Индия, Турция, Гонконг, Индонезия, Камбоджа и США.

Каждый год в мире производится 2 млрд джинсов. На создание одного изделия уходит до 7 тыс. литров воды. А на одну футболку затрачивается 2,7 тыс. литров. В среднем человек потребляет такое количество воды в течение 900 дней

Фото: Наталья Хохлова

Индустрия не только имеет колоссальный экологический след, но и активно использует рабский труд, в том числе детский. Большинство рабочих — женщины и девочки. Зарплата в некоторых странах Азии может составлять 50 центов в час. Бренды быстрой моды во многом опираются на использование дешевого труда.

Залежи ненужной одежды в шкафах и на антресолях — пожалуй, самый безобидный сценарий с точки зрения экологии. Но не с точки зрения экономики. По данным недавнего опроса, британцы хранят, но не носят одежду на общую сумму £10,5 млрд. Эти деньги можно было бы потратить, например, на борьбу с токсичными отходами той же самой текстильной промышленности.

«Люди должны бережнее относиться к вещам, — комментирует директор Фонда „Лавка Радостей“ Екатерина Бермант. — Среднестатистический потребитель покупает на 60% вещей больше, чем 17 лет назад, но носит их реже. 40% вещей остаются с бирками или надеты единожды. 80% одежды выбрасывается». Если же с вещью все-таки нужно расстаться, к этому вопросу нужно подойти максимально ответственно.

«Я часто задумываюсь о том, какая участь ждет одежду на свалке, и тут нет ничего хорошего, — говорит Алина Петрова. — Многие модели сделаны из тканей, которые не относятся к разряду эко-френдли. Они плохо перерабатываются и могут нанести большой урон окружающей среде». Полное биоразложение таких материалов на свалках занимает десятилетия. В случае синтетики — 40 лет и более. При этом в атмосферу выделяются метан, углекислый газ и целый набор токсичных соединений.

Фото: Наталья Хохлова

«Однажды я зашла в SELA, и продавцы рассказали мне о благотворительной акции по сбору одежды. Для меня это стало просто идеальным выходом, чтобы не выбрасывать пока еще хорошие вещи. Очень удачная задумка, на мой взгляд, и это удобно, — говорит Алина. — Одежду принимают в каждом магазине SELA прямо на кассе. То есть не надо никуда ехать, выбирать время и далеко добираться».

Магазинов SELA, куда можно принести любую ненужную одежду, только в Москве — 55. Чтобы найти ближайший было удобнее, проект «Полезный Город» отметил их на карте. Достаточно открыть раздел «Городские сервисы» на сайте полезныйгород.рф и выбрать в меню пункт «Сдать ненужную одежду».

Вещи сортируют и отправляют в благотворительные магазины, где нет ни касс, ни ценников — только рекомендованное пожертвование. Одежда, отслужившая свой срок, уходит на переработку и получает вторую жизнь — становится ковриками или утеплителем в собачьих питомниках.

«Мы проводим тренинги с нашими продавцами, рассказываем покупателям об этой акции, — говорит администратор магазина SELA Виктория Пасечникова. — Она помогает людям, которые нуждаются в поддержке. А покупатели, которые сдают старую одежду, получают скидку 15% и при этом освобождают свои шкафы от ненужных вещей».

Деньги, собранные от продажи одежды, направляются на реализацию социально значимых проектов и инициатив в 52 благотворительные организации.