«Зеленая» жизнь на работе и дома
Сложно ли придерживаться принципов экологической ответственности в повседневной жизни? Как сделать устойчивое развитие частью корпоративной культуры и помочь в этом другим компаниям? На эти вопросы +1 отвечает Анна Сычева, руководитель направления «Устойчивое развитие» компании «ОптиКом».
— Насколько глубоко ответственное поведение проникло в вашу жизнь? Приходится ли в чем-то себя ограничивать или говорить себе: «Нет, это я не куплю, это не экологично»?
— Получилось так, что я сначала стала вести более экологичный образ жизни, а потом уже пришла профессионально в эту сферу. Хобби плавно перетекло в работу. Но, естественно, полностью экологизировать жизнь сейчас невозможно. Во всяком случае, в крупном городе. Больше всего меня огорчает огромное количество пластиковой упаковки, так как в российский условиях практически вся она рано или поздно окажется на свалке. Но самая сложная ситуация сейчас с тонкими пакетами, в которые упаковывают, например, мясо или хлеб. Отнести их на переработку или использовать повторно невозможно. Приходится просто выбрасывать. Да, можно меньше покупать продукции в такой упаковке, но трудно исключить ее полностью.
— А на работе как коллектив воспринимает экологические инициативы руководства? Есть ли у вас те, кто по-настоящему этим горит?
— Самые активные сотрудники выступают с собственными инициативами. Спрашивают, например: «Когда будете ртутные лампы принимать?» Просят чаще рассказывать людям о том, что у нас организован сбор бумаги, и очень огорчаются, когда кто-то выбрасывает ее в урну для смешанного мусора. Есть коллеги, которые в экологических инициативах не участвуют вообще, и это нормально. Для некоторых людей, которых я лично знаю, тема экологии поначалу не была интересна. Но прошло два-три года, и они уже передают эту информацию своим детям, ходят на мероприятия, организуют экоуроки в школах.
— Вы разрабатываете корпоративные экотренинги для персонала. Какие на них освещаются темы?
— Наш недавний тренинг предназначался для менеджеров по продажам. Я рассказывала о принципах нашей экологической политики: ориентации на циклическую экономику, максимальную переработку отходов, приоритете экотоваров. Например, про биоразлагаемую упаковку или расходные материалы из вторичной бумаги и пластика. Поскольку мы активно предлагаем их нашим клиентам, менеджеры должны понимать, почему это важно.
— У самих клиентов есть интерес к подобным мероприятиям?
— Да, для них мы проводим тренинги по запросу. К нам недавно обратилась крупная западная компания, в которой «зеленый комитет» сотрудников загорелся идеей раздельного сбора отходов. Но им было непонятно, как это делать правильно, как донести инициативу до руководства. А поскольку у нас пятилетний опыт раздельного сбора, я подготовила для них тренинг с поэтапным освещением всех организационных вопросов.
— Многие эксперты говорят о том, что экологическая ориентация не только этична, но и может быть прибыльной в долгосрочной перспективе. Какова мотивация у российских компаний?
— По нашим наблюдениям, все начинается с личной мотивации руководителей, которые в какой-то момент решают, что теперь им нужен зеленый офис для комфорта сотрудников. Они хотят, чтобы природные ресурсы сохранялись, а отходы не уезжали на свалку. У нас такая инициатива принадлежала генеральному директору Максиму Рогожко. Другая ситуация — это когда сами сотрудники выступают инициаторами зеленых проектов. Если в компании есть программа вовлечения персонала, то им даже могут выделить какой-то бюджет на те же проекты по сортировке мусора, сбору «добрых крышечек» и батареек, сокращению потребления бумаги. Как правило, это, все-таки, не попытка сэкономить, а желание внести позитивный вклад в сохранение окружающей среды.
— Приходится ли убеждать клиентов выбрать именно экологичную продукцию? Какие доводы «против» вы слышите чаще всего?
— Мы подчеркиваем, что не вся экопродукция дороже обычной. Если речь идет о туалетной бумаге или бумажных полотенцах, то они гораздо дешевле, чем аналоги из первичного волокна. Потому что заготовить макулатуру дешевле, чем произвести бумагу из древесины. Правда, периодически возникает возражение со стороны клиентов, что эта бумага «недостаточно мягкая» и «недостаточно белая». С этим мы «боремся» так: предлагаем найти среди образцов бумаги тот, что изготовлен из вторсырья. И часто участники этого импровизированного теста не могут его определить, принимают переработанную бумагу за первичную.
— Ваш новый проект «Бумаговорот» по вывозу макулатуры из офисов партнерских компаний: в чем его ноу-хау?
— Чтобы для заготовителя вторсырья вывоз макулатуры из вашего офиса не был убыточным, необходима минимальная масса — полтонны. Но не у всех компаний есть возможность накапливать столько бумаги на регулярной основе. В рамках «Бумаговорота» мы предлагаем партнерам вывоз меньших объемов мукулатуры и поставляем экологичные товары для офиса, в том числе изготовленные из вторичной бумаги. Таким образом, мы делаем проект рентабельным и оказываем клиенту услугу по вывозу бумаги независимо от ее объема. Все участники выигрывают.
Автор
Беседовала Людмила Брус