5 советов директорам по устойчивому развитию

По данным «Делойт», компании, внедряющие «устойчивые» практики и реализующие программы корпоративной социальной ответственности, понижают свой бета-коэффициент на 4%. Чем ниже этот показатель, тем стабильнее курс акций предприятия относительно остального фондового рынка, и, как следствие, тем привлекательнее компания для инвесторов.

Фото: studiolegalcr.com

Чтобы программы устойчивого развития привели к успешному результату, при их интеграции необходимо проработать следующие аспекты.

1. Пересмотр стратегии компании с включением в нее программ устойчивого развития

Как показало исследование «Делойта», самых высоких финансовых показателей добиваются компании, которые успешно управляют рисками, связанными с устойчивым развитием. Выявить их помогает стратегический подход руководства. Так, включение компаний в индекс Dow Jones Sustainability Index приводило к увеличению стоимости их акций примерно на 4%.

Кроме того, «устойчивые» практики, изначально направленные на соблюдение экологического законодательства и не носящие статус стратегических, вскоре становятся таковыми, когда начинают положительно сказываться на дифференциации бренда и укреплении конкурентоспособности. Чем раньше устойчивое развитие станет частью стратегии бизнеса, тем больше шансов у компании максимально использовать его преимущества.

2. Поддержка инновации внутри компании

Дороговизна «устойчивых» технологий и риски, связанные с их финансированием — это одни из тех факторов, которые наиболее препятствуют их интеграции ответственных практик. По итогам опроса менеджеров, работающих в области КСО и УР в странах Центральной Европы, 46% респондентов отметили нежелание компаний осуществлять инвестиции в качестве главной причины медленного перехода к устойчивым и социально ответственным бизнес-моделям.

Директорам по устойчивому развитию необходимо изучить доступные предложения на рынке инноваций. Например, представители российского агропрома недавно открыли для себя технологию, позволяющую отслеживать информацию об уборке зерна online, что позволяет на 100% избегать потерь, ранее связанных с транспортировкой и неавтоматизированным учетом продукта.

Хорошим примером, демонстрирующим, как можно развивать потенциал среди сотрудников организации, является запущенный «Делойтом» проект Up2Start. Суть его заключается в том, что участникам предоставляется возможность совмещать работу в компании и развивать свой стартап в области ответственного бизнеса, получая консультационную поддержку со стороны ведущих специалистов на начальных стадиях реализации проекта.

3. Осведомление сотрудников внутри компании

Руководству необходимо разработать план расширения знаний своих сотрудников о возможностях и конкурентных преимуществах устойчивого развития. Речь идет именно о понимании «устойчивого развития», а не «благотворительности» или «озеленения территорий», часто ошибочно используемых в качестве синонимичных понятии.

Осведомленность персонала положительно сказывается на удержании кадров: вовлеченность рботников в программы, направленные на устойчивое развитие, помогает снизить текучесть кадров на 50%, а также повысить производительность труда на 13%.

4. Диалог и взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками

Ответственный выбор поставщиков и бизнес-партнеров не только снижает риски, связанные с устойчивым развитием, укрепляет репутацию компании, но и предоставляет возможность обмениваться опытом и находить новые бизнес-решения. Ответственная цепочка создания ценности несет и финансовые выгоды. Так, стимулирование поставщиков к сокращению использования природных ресурсов может привести к снижению операционных затрат компании до 45% за счет рационализации расходов на каждом этапе цепочки поставок. А также благодаря оптимизации логистики.

5. Составление нефинансовой отчетности

Нефинансовая отчетность — один из способов проанализировать результаты деятельности компании в области устойчивого развития и выявить области для улучшения.

В первую очередь необходимо создать понимание важности подобной отчетности для бизнеса среди руководства и сотрудников. Следующая задача — оптимизация процесса, включающего сбор данных об экономических, социальных и экологических результатах деятельности компании и их анализ, что зачастую ассоциируется с крупными трудозатратами.

Ошибочным является стремление охватить все: огромные потоки информации не дают увидеть и проанализировать основное. Выделение ключевых индикаторов, помогающих в наибольшей степени отразить деятельность компании обеспечит доступность отчетности и повысит ее ценность для компании.

Не стоит забывать, что нефинансовая отчетность — это канал общения с заинтересованными сторонами. Исследование, проведенное авторитетными организациями ACCA и Eurosif, показывает, что 89% опрошенных инвесторов считает нефинансовую отчетность компаний важной и рассматривают ее при принятии решений.

Авторы: Дарья Мухортова, Елизавета Устиловская, специалисты и Мария Спиридонова, менеджер группы по услугам в области устойчивого развития «Делойта».