Автомобильный рынок переходного периода

К 2030 году машины с нулевым уровнем выбросов и подзаряжаемые гибриды составят треть новых автомобилей на рынке, говорится в докладе некоммерческой организации CDP, занимающейся независимой оценкой экологического следа крупных компаний. Уже к 2022 году электромобили могут стать такими же доступными по цене, как автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями. Потенциальный рынок экоустойчивого транспорта к 2030 году CDP оценила в $1 трлн. К этому времени более пятой части прибыли автомобильной индустрии придется на поставщиков технологий и райдшеринговые сервисы — такие как Google и Uber.

Солнечная зарядочная станция для электромобилей
Солнечная зарядочная станция для электромобилей
Фото: cumgeek.com

Доклад посвящен оценке рисков и возможностей, открывающихся перед автопроизводителями при переходе к низкоуглеродному развитию, и корпоративных стратегий управления климатическими изменениями. Риски анализировались на основе трех показателей: выхлопы автомобилей, производственные выбросы и энергоэффективность. Новые возможности оценивались с учетом прогресса в следующих сферах: высокотехнологичные транспортные средства, автомобили-беспилотники, развитие концепции «мобильности как услуги» или MaaS, научные исследования и разработки, использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Корпоративные стратегии рассматривались на основе целей по сокращению выбросов и расхода водных ресурсов, которые ставят перед собой компании; по уровню вовлеченности поставщиков, а также по соответствию структур управления и систем вознаграждения задачам перехода к низкоуглеродному развитию.

Среди 16 анализируемых компаний наиболее успешными с точки зрения демонстрируемых климатических показателей CDP признал BMW, Daimler (Mercedes-Benz) и Toyota. Наименее эффективными — Subaru, Suzuki и FCA Group, в состав которой входят Chrysler, Dodge, Fiat, Jeep и RAM. General Motors заняла первое место с точки зрения возможностей, открывающихся в переходный период, и последнее по вопросам управления возникающими рисками. В CDP отметили усилия корпорации, направленные на достижение «полностью электрического будущего». Ford заняла второе место в сферах разработки высокотехнологичных транспортных средств и развития «мобильности как услуги», но при этом продемонстрировала низкие результаты по критерию выхлопов.

Как отмечается в докладе, автопроизводители в целом хорошо реагируют на изменения глобальных тенденций. За два года они инвестировали более $11 млрд в компании, разрабатывающие автономные транспортные средства и решения в рамках концепции MaaS. А за прошлый год поставили перед собой беспрецедентное число амбициозных задач в области «зеленых» технологий. Например, General Motors планирует уже к 2019 году запустить беспилотный райдшеринговый сервис.

Однако аналитики отметили, что половина автопроизводителей по-прежнему не выполняет целевые показатели по сокращению эмиссии CO2 и рискует штрафами, которые в общей сложности могут достигнуть €940 млн. В соответствии с требованиями Евросоюза в течение ближайших 5 лет углеродные выбросы в странах ЕС должны уменьшиться в пять раз. Это означает, что некоторым компаниям необходимо увеличить долю продаж электромобилей до 20%.