«Электромобили — это будущее автоиндустрии»

Сергей, компания Enel X предлагает клиентам — крупному и малому бизнесу — инновационные решения в сфере энергообеспечения и энергоэффективности. Расскажите подробнее.

Enel X — это глобальная бизнес-линия энергетической компании Enel, которая занимается развитием инновационных продуктов и цифровых решений, и работает над четырьмя направлениями. «Умная» индустрия, в частности, охватывает вопросы энергоэффективности, внедрения энергонакопителей, а также объединения распределенной генерации и управления спросом. Второе направление — это города, где компания занимается проектами, связанными с «умным» освещением и «умным» домом. Третье — дома, здесь Enel предлагает решения в области «умной» энергии и управления приборами. И наконец, электромобильность, где мы работаем над внедрением мощной зарядной инфраструктуры для продвижения электромобильности и быстрых зарядных устройств.

Что такое накопители энергии, как они работают?

Это системы накопления энергии для дальнейшего использования: от литий-ионных батарей, похожих на те, которые стоят у нас в мобильных телефонах, до механических накопителей, таких как гидро- или кинетические аккумуляторы. Батареи заряжаются от электрической сети тогда, когда есть переизбыток энергии. Промышленные и коммерческие потребители могут использовать энергию накопителей, чтобы обеспечить ею ключевое оборудование во время отключения энергии, избежать ценовых пиков, сократить потребление для балансировки сети и получить плату за счет использования систем управления спросом.

Системы накопления Enel X могут быть использованы как в сфере возобновляемой энергетики, так и в области традиционной энергетики, позволяя адаптироваться к различным потребностям и ситуациям. Например, российские территории, отдаленные от городов, могут по достоинству оценить все преимущества накопителей. Некоторые из таких районов используют дизельные генераторы. Однако если эти устройства соединить с системами накопления, а также с объектами ветрогенерации или солнечной генерации, данные районы смогут увидеть заметное сокращение затрат, в то же время позволяя возобновляемым источникам энергии стать частью энергетического микса. Энергия возобновляемых источников может поддерживать эффективность генератора, а при переизбытке может быть перемещена в накопитель для использования в нужный момент, к примеру, в темное время суток или когда нет ветра.

В мае прошлого года Enel X, Русэнергосбыт и «РЖД» подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого на российских железных дорогах будут внедрены инновационные системы хранения электроэнергии. Что это за системы и как они работают?

Проект с «РЖД» уникальный. Идея проста: системы накопления дают дополнительный толчок локомотивам на участках, где есть подъемы и электровозы идут медленнее. Так увеличивается пропускная способность на участках дороги, и нет необходимости в дорогостоящих решениях для улучшения сети.

Планируете ли вы еще какие-либо проекты в России в сотрудничестве с крупными компаниями?

Мы активно обсуждаем различные проекты в промышленной сфере, в основном соответствующие направлениям Enel X, но не ограничиваясь ими. На данном этапе слишком рано рассказывать о каких-либо деталях, но мы будем своевременно вас информировать.

В Европе электромобили давно перестали быть экзотикой

Вы продаете зарядки для электромобилей. Расскажите о них подробнее.

Существует по большому счету три типа зарядок для электромобилей. В России мы будем продавать каждый из них. Первый тип — небольшая зарядка средней мощности, ее обычно ставят дома, на парковке или на работе. Второй тип — зарядки средней мощности для публичного использования. У них повышенная антивандальность, более «крепкий» дизайн, встроенная система идентификации и коммуникации с удаленным центром обслуживания. В час такая зарядка дает порядка 22 кВт — это более 100 км пробега электромобиля, что покрывает обычную дневную потребность автовладельца. Третий тип — это быстрые зарядки: зарядки постоянного тока, а не переменного, мощностью 50 кВт и выше. Дополнительные 100 км «подпитываются» за 15–20 минут.

Правда, существует нюанс — в России очень мало электромобилей: сейчас их порядка двух тысяч. Это можно объяснить большими дистанциями между городами по сравнению с другими странами. В Венгрии, к примеру, порядка шести тысяч электромобилей.

Безусловно, электромобили — это будущее автоиндустрии, и нам важно, чтобы Россия была в тренде инновационных технологий. Вот почему мы открыли офис Enel X и стали резидентами энергетического кластера в «Сколково».

К слову, при поддержке Enel X Rus в Технопарке инновационного центра «Сколково» проходят заседания Клуба любителей электротранспорта и возобновляемой энергетики, который призван организовать прямое взаимодействие между производителями, разработчиками НИОКР, конечными потребителями и государством в сфере электротранспорта и его зарядной инфраструктуры, различных видов возобновляемой энергетики, а также микрогенерации. Будем рады видеть всех желающих.

Зарядная станция Enel X
Зарядная станция Enel X

Enel X — это глобальная бизнес-линия компании Enel, которая занимается развитием инновационных продуктов и цифровых решений в секторах, где электроэнергетика демонстрирует наибольший потенциал к проведению трансформаций: в городах, домах, предприятиях и в секторе электротранспорта. Enel X занимает ведущие позиции в программе управления спросом по всему миру, отвечая за более чем 6 ГВт мощности по управлению спросом в Северной, Центральной и Южной Америке, Европе, Азии и Океании. В мае 2018 года компания зарегистрировала свое дочернее предприятие в России, ООО «Энел Икс Рус».