«Инвесторы хотят вкладывать деньги в компании из «правильных индустрий»

Раскрытие информации о социальных и экологических результатах деятельности компаний пока еще не стало правилом хорошего тона для российского бизнеса. Менее половины компаний из ТОП-50 России представили отчеты за 2015 год. Одним из отечественных пионеров в этой области стал «Норникель», выпустивший свой первый отчет еще в 2004 году. Директор департамента социальной политики компании Светлана Ивченко рассказала +1, какие задачи позволяет решить этот инструмент.

Светлана Ивченко
Светлана Ивченко
Фотография предоставлена компанией "Норникель"

— Когда российские компании начали публиковать нефинансовую отчетность? Были ли в России специалисты, способные квалифицировано составлять такую отчетность по международному образцу?

— С 2001 года я занималась продвижением темы корпоративной социальной ответственности в Институте экономики города, и совместно с Агентством социальной информации. Как раз тогда в России стали появляться первые компании, которые решили представлять такую отчетность. Соответственно, стал формироваться и круг российских экспертов и консультантов по нефинансовой отчетности. Свои услуги на этом направлении стала оказывать «Большая четверка» аудиторов. Сейчас в России уже есть различные организации, включая Московскую международную высшую школу бизнеса, которые проводят сертифицированные курсы по составлению нефинансовой отчетности. Есть структуры, которые оказывают компаниям услуги по их написанию, проводят аудит, оформляют дизайн. Я бы сказала, что это уже целая индустрия.

— А зачем вообще компании выпускают КСО-отчеты?

— Если говорить про «Норникель», то это часть нашего подхода к бизнесу, к социальной ответственности, к раскрытию информации. Отчеты помогают нам наладить диалог с разными группами заинтересованных сторон. Информацией, которую мы раскрываем, интересуются международные инвесторы, местные власти, журналисты, общественность, эксперты.

— Насколько публикация нефинансовой отчетности влияет на инвестиционную привлекательность компании?

— Влияет. Данные из отчетов собирают инвест-аналитики, которые оценивают инвестиционную привлекательность компании, в том числе с точки зрения соблюдения экологических норм и социальных стандартов. Их отчеты являются основанием для принятия решения инвесторами. В целом за рубежом растет внимание к социально-ответственному инвестированию. Например, есть люди, которые не хотят инвестировать в табачную или алкогольную индустрию, у западных пенсионных фондов есть достаточно жесткие требования, куда они могут и не могут инвестировать.

— Насколько на данные, содержащиеся в докладе, обращают внимание органы власти? Является ли это элементом диалога с властями в тех регионах, где вы работаете?

— Тут многое зависит от того, кто и как смотрит отчет. Специалист в среднем листает такие документы в течение 10 минут. Эксперты потратят максимум полчаса. А обычный человек, наверное, просто посмотрит на картинки и какие-то графики. Власти региона, где присутствует наш бизнес — например, Красноярского края, в первую очередь волнуют вопросы, связанные с персоналом, с коллективным договором, планируется или нет сокращение рабочих мест. Разумеется, власти могут интересоваться и другими вопросами, например, экологическими. Но все-таки особенно сильно они отслеживают риски повышения социального напряжения, и всегда рады, что мы такие риски не создаем.

— Одно из требований нового варианта стандарта GRI — предоставление информации о КСО не только самой компании, но и всех структур, задействованных в ее цепочках поставок. Готов ли «Норникель» работать по этим принципам?

— Пока мы лишь приступаем к этой работе, но примерные направления движения понятны. При всех предконтрактных работах мы просим поставщиков заполнить определенные анкеты. Они берут на себя обязательства соблюдать принятые в компании стандарты. Полагаю, что точно таким же образом можно стимулировать поставщиков соблюдать интересующие нас стандарты КСО. Но в целом, это новая тема для всего международного рынка. Норма о необходимости раскрытия информации по всей цепочке поставок существует всего пару лет. К ней еще нужно наработать практику.

Полная версия интервью на «+1»