Ирина Антюшина: «Создание КСО-программы должно начинаться с анализа бизнес-модели»

Управляющий по программам устойчивого развития, благотворительности и фондов Unilever в России, Украине и Беларуси Ирина Антюшина рассказывает об опыте создания стратегии устойчивого развития, адаптации международных программ к российской действительности и принципах взаимодействия с НКО.

Ирина Антюшина
Ирина Антюшина
Фотография предоставлена компанией Unilever

Сегодня, когда социальная ответственность и поддержка устойчивого развития стали глобальным трендом, многие компании задумываются о создании собственной КСО-стратегии, но не всегда знают, с чего начать. Мы убеждены, что первым шагом должна быть оценка собственной бизнес-модели: необходимо проанализировать, на какие сферы жизни общества оказывает влияние основная деятельность компании.

Иногда компании сложнее определить сферу приложения собственных усилий, например, если она не производит товары, а предоставляет услуги. У нее есть два пути: прибегнуть к помощи международных или местных консалтинговых компаний, которые помогут разработать стратегию в области КСО, или изучить опыт других предприятий и проанализировать потребности региона присутствия.

Unilever адаптировал свою глобальную программу устойчивого развития под российские задачи и реалии. Наши глобальные цели, помимо прочего, включают повышение уровня гигиены, борьбу с голодом и детской заболеваемостью. В России эти проблемы не столь критичны. Поэтому здесь в качестве приоритетных направлений мы выбрали улучшение здоровья и самочувствия населения, снижение воздействия на окружающую среду и взаимодействие с малыми и средними предприятиями — это проблемы, которые актуальны для России как никогда, особенно в Год экологии.

Не стоит забывать, что у программы социальной ответственности должны быть четкие цели и показатели эффективности. Итогом проекта должна стать долгосрочная польза для общества, для самой компании и для ее сотрудников. Поэтому я считаю полный аутсорсинг любых проектов в области КСО недостаточно эффективным.

Ключевая проблема заключается в том, что бизнес и НКО часто говорят на разных языках. НКО, которая хочет сотрудничать с бизнесом, должна быть клиентоориентированной, ей следует изучить свою аудиторию, научиться выстраивать коммуникацию и искать общие цели с компанией.

Мы обязательно проводим проверку компании, с которой хотим сотрудничать: партнер должен являться ответственным поставщиком и соблюдать требования законодательства. У НКО должно быть четкое представление, как отчитываться перед своим бизнес-партнером и измерять результаты своей деятельности. И, конечно же, нас интересуют деловая репутация организации, ее ресурсы и охват целевой аудитории.

Опыт успешного взаимодействия с бизнесом влияет на развитие и институционализацию сектора НКО, стимулирует НКО улучшать свою отчетность и внедрять бизнес-практики. Примером может служить наше сотрудничество с Фондом продовольствия «Русь», который занимается передачей пищевых продуктов нуждающимся. Как признают сотрудники фонда, именно наша совместная программа, которая реализуется с 2012 года, стала основой для выработки стандартов передачи продукции. Мы готовы делиться своим опытом и с коллегами по бизнесу: при нашем участии бизнес-школа СКОЛКОВО создала Лабораторию устойчивого развития бизнеса и академический курс для управленцев.