Кому выгодны корабли на газе

На фоне ужесточения экологических требований к топливу для морских судов наблюдается бурный рост спроса на сжиженный природный газ (СПГ). Однако переход на этот вид топлива не приведет к существенному сокращению выбросов парниковых газов, несмотря на его многие очевидные и доказанные преимущества перед мазутом и дизелем. Такие данные содержатся в опубликованном в июне исследовании британской консалтинговой компании UMAS, специализирующейся на низкоуглеродных решениях для водного транспорта.

Экономика 3 мин на чтение
Фото: nationaljournal.com

Сокращение выбросов под сомнением

UMAS создана как партнерская организация Института энергетики Университетского колледжа Лондона и консалтинговой компании MATRANS. Ее новое исследование посвящено оценке выгод и издержек, связанных с переходом ЕС на использование СПГ в качестве топлива для морских судов. Возможно, оно заставит европейских политиков задуматься: Европа уже потратила полмиллиарда долларов на инфраструктуру для заправки водного транспорта сжиженным газом.

По расчетам UMAS, будущие расходы на доработку инфраструктуры могут составить до $22 млрд. Однако даже при самом оптимистичном сценарии переход на СПГ позволит сократить выбросы парниковых газов лишь на 5%. Не исключено, что они еще и увеличатся — вплоть до 17%. Причины этого — рост морской торговли и утечки метана при добыче и транспортировке сжиженного газа. По данным другого свежего исследования, их объемы в США на 60% больше, чем предполагалось ранее.

Сейчас на морские перевозки приходится 2% глобальной эмиссии парниковых газов

Срок окупаемости инвестиций в СПГ-инфраструктуру может составить до 30 лет. Как отмечается в докладе, отказ от углеводородов, скорее всего, неизбежен. Человечество будет переходить на биотопливо, электрические двигатели, водород и аммиак. Поэтому существует риск обесценивания активов, создаваемых в настоящее время.

СПГ как «переходное» топливо

В апреле текущего года Международная морская организация ООН (ИМО) приняла стратегию, предполагающую сокращение выбросов парниковых газов от судоходства как минимум на 50% относительно уровня 2008 года, но не определяющую конкретных механизмов. Также в 2019 году ИМО рассмотрит вопрос о запрете на использование углеродоемкого топлива в Арктике. Как отмечается в исследовании UMAS, полномасштабный переход на СПГ несовместим со стратегией организации.

Строительство судов на СПГ обходится на 30% дороже «традиционных» кораблей

Невзирая на сомнения многих экспертов по поводу сжиженного газа, на сегодняшний день Евросоюз рассматривает его как перспективное «переходное» топливо, призванное заменить мазут и дизель на пути к низкоуглеродной экономике. Директива ЕС 2014/94/EU требует создания современной СПГ-инфраструктуры в морских портах. По оценкам правительства ФРГ, уже к 2020 году флот страны будет насчитывать 1000 судов, работающих на СПГ. Это притом, что в начале 2017 года их было 80. Использование СПГ в Германии лоббирует ассоциация Zukunft ERDGAS.

Как сообщает отраслевое издание LNG World Shipping, общемировое число заказов на новые суда, работающие на СПГ, на 1 мая текущего года увеличилось на 36% в годовом выражении.

На 1 мая 2018 года мировой флот насчитывал 253 судна на СПГ: 121 действующее и 132 заказанных

По данным международной межотраслевой коалиции SEA\LNG, лоббирующей переход водного транспорта на СПГ, сжигание сжиженного природного газа не производит выбросов оксидов серы SOx, а сопутствующая эмиссия твердых частиц ничтожно мала. Также SEA\LNG утверждает, что сжиженный газ выделяет на 90% меньше оксидов азота NOx. При этом утверждается, что выбросы парниковых газов в морском секторе могут снизиться на 20%. Но для достижения цели, поставленной ИМО, этого все еще недостаточно.

Государство поддерживают переход

В августе 2018 года на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным президент Финляндии Саули Ниинистё предложил в качестве одной из тем предстоящего Арктического саммита «переход арктического мореходства к использованию сжиженного природного газа в качестве топлива». «Это абсолютно правильное предложение», — отреагировал Владимир Путин.

Стоит заметить, что переход водного транспорта на СПГ приветствуют и многие российские экологи — в частности, директор программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин. По его словам, причина проста — это меньшая углеродоемкость сжиженного газа «по сравнению с тем же мазутом». «Я не специалист по судам и размышляю по аналогии с автомобилями», — уточнил Кокорин.

Жидкий водород и электричество могут стать альтернативой

SEA/LNG недавно заявила о необходимости дальнейшего исследования того, какое влияние на выбросы парниковых газов оказывает СПГ в качестве топлива для морских судов. В мае коалиция признала недостаточную изученность вопроса о выбросах и утечках метана при добыче и транспортировке сжиженного газа, а также его использовании в судовых двигателях.

«СПГ не является „переходным“ топливом. Это крайне дорогое развлечение, которое усложнит достижение целей Евросоюза в области снижения воздействия морского транспорта на климат и сокращения импорта газа из таких стран, как Россия. Европе следует сконцентрироваться на перспективных технологиях, которые обеспечат гораздо большее сокращение выбросов, необходимое в дальнейшем. Среди перспективных решений — электрические зарядные устройства в портах или заправка жидким водородом. Это означает, что ЕС должен прекратить требовать развития инфраструктуры СПГ в европейских портах»

Фаиг Аббасов, руководитель направления морского транспорта некоммерческой организации Transport & Environment
Автор: Антон Чугунов
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl/Cmd+Enter