Кому выгодны корабли на газе
На фоне ужесточения экологических требований к топливу для морских судов наблюдается бурный рост спроса на сжиженный природный газ (СПГ). Однако переход на этот вид топлива не приведет к существенному сокращению выбросов парниковых газов, несмотря на его многие очевидные и доказанные преимущества перед мазутом и дизелем. Такие данные содержатся в опубликованном в июне исследовании британской консалтинговой компании UMAS, специализирующейся на низкоуглеродных решениях для водного транспорта.
Сокращение выбросов под сомнением
UMAS создана как партнерская организация Института энергетики Университетского колледжа Лондона и консалтинговой компании MATRANS. Ее новое исследование посвящено оценке выгод и издержек, связанных с переходом ЕС на использование СПГ в качестве топлива для морских судов. Возможно, оно заставит европейских политиков задуматься: Европа уже потратила полмиллиарда долларов на инфраструктуру для заправки водного транспорта сжиженным газом.
По расчетам UMAS, будущие расходы на доработку инфраструктуры могут составить до $22 млрд. Однако даже при самом оптимистичном сценарии переход на СПГ позволит сократить выбросы парниковых газов лишь на 5%. Не исключено, что они еще и увеличатся — вплоть до 17%. Причины этого — рост морской торговли и утечки метана при добыче и транспортировке сжиженного газа. По данным другого свежего исследования, их объемы в США на 60% больше, чем предполагалось ранее.
Срок окупаемости инвестиций в СПГ-инфраструктуру может составить до 30 лет. Как отмечается в докладе, отказ от углеводородов, скорее всего, неизбежен. Человечество будет переходить на биотопливо, электрические двигатели, водород и аммиак. Поэтому существует риск обесценивания активов, создаваемых в настоящее время.
СПГ как «переходное» топливо
В апреле текущего года Международная морская организация ООН (ИМО) приняла стратегию, предполагающую сокращение выбросов парниковых газов от судоходства как минимум на 50% относительно уровня 2008 года, но не определяющую конкретных механизмов. Также в 2019 году ИМО рассмотрит вопрос о запрете на использование углеродоемкого топлива в Арктике. Как отмечается в исследовании UMAS, полномасштабный переход на СПГ несовместим со стратегией организации.
Невзирая на сомнения многих экспертов по поводу сжиженного газа, на сегодняшний день Евросоюз рассматривает его как перспективное «переходное» топливо, призванное заменить мазут и дизель на пути к низкоуглеродной экономике. Директива ЕС 2014/94/EU требует создания современной СПГ-инфраструктуры в морских портах. По оценкам правительства ФРГ, уже к 2020 году флот страны будет насчитывать 1000 судов, работающих на СПГ. Это притом, что в начале 2017 года их было 80. Использование СПГ в Германии лоббирует ассоциация Zukunft ERDGAS.
Как сообщает отраслевое издание LNG World Shipping, общемировое число заказов на новые суда, работающие на СПГ, на 1 мая текущего года увеличилось на 36% в годовом выражении.
По данным международной межотраслевой коалиции SEA\LNG, лоббирующей переход водного транспорта на СПГ, сжигание сжиженного природного газа не производит выбросов оксидов серы SOx, а сопутствующая эмиссия твердых частиц ничтожно мала. Также SEA\LNG утверждает, что сжиженный газ выделяет на 90% меньше оксидов азота NOx. При этом утверждается, что выбросы парниковых газов в морском секторе могут снизиться на 20%. Но для достижения цели, поставленной ИМО, этого все еще недостаточно.
Россия поддерживает переход
В августе 2018 года на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным президент Финляндии Саули Ниинистё предложил в качестве одной из тем предстоящего Арктического саммита «переход арктического мореходства к использованию сжиженного природного газа в качестве топлива». «Это абсолютно правильное предложение», — отреагировал Владимир Путин.
Стоит заметить, что переход водного транспорта на СПГ приветствуют и многие российские экологи — в частности, директор программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин. По его словам, причина проста — это меньшая углеродоемкость сжиженного газа «по сравнению с тем же мазутом». «Я не специалист по судам и размышляю по аналогии с автомобилями», — уточнил Кокорин.
Жидкий водород и электричество могут стать альтернативой
SEA/LNG недавно заявила о необходимости дальнейшего исследования того, какое влияние на выбросы парниковых газов оказывает СПГ в качестве топлива для морских судов. В мае коалиция признала недостаточную изученность вопроса о выбросах и утечках метана при добыче и транспортировке сжиженного газа, а также его использовании в судовых двигателях.
«СПГ не является „переходным“ топливом. Это крайне дорогое развлечение, которое усложнит достижение целей Евросоюза в области снижения воздействия морского транспорта на климат и сокращения импорта газа из таких стран, как Россия. Европе следует сконцентрироваться на перспективных технологиях, которые обеспечат гораздо большее сокращение выбросов, необходимое в дальнейшем. Среди перспективных решений — электрические зарядные устройства в портах или заправка жидким водородом. Это означает, что ЕС должен прекратить требовать развития инфраструктуры СПГ в европейских портах»
Фаиг Аббасов, руководитель направления морского транспорта некоммерческой организации Transport & Environment
Автор
Антон Чугунов