Пакет нужен?

Месяц назад в Госдуме предложили запретить полиэтиленовые пакеты с 2025 года. В 2018-м с подобной инициативой выступали в Министерстве промышленности и торговли. Отказ от полиэтиленовых пакетов — общемировой экологический тренд. В Евросоюзе запрет на производство и продажу одноразовых изделий из пластика начнет действовать в 2021 году. Но ритейлеры считают, что предложение актуализирует ряд задач, которые нужно решать уже сегодня.

Фото: flickr.com/Premier Packaging

Вслед за остальным миром

От полиэтиленовых пакетов отказались уже более 40 стран. В 2018 году их начали запрещать в Чили, Новой Зеландии, Молдове, Грузии. На Ассамблее ООН по окружающей среде в Найроби 170 стран договорились о снижении использования пластика к 2030 году.

С момента своего появления в 1855 году этот материал быстро захватил мир. Около 40% из 406 млн тонн производимого в год пластика используется для изготовления одноразовых предметов. Такие объемы опасны для экологического состояния планеты. Около 8 млн тонн пластмассовых изделий ежегодно оказывается в океане. В моря попадает 51 трлн пластиковых микрочастиц, что в 500 раз больше, чем звезд в нашей Галактике. От пластика страдают морские обитатели: в год погибает более миллиона морских птиц, свыше 100 тысяч морских млекопитающих и огромное количество рыб.

Полиэтиленовая упаковка составляет 0,5% всего мусора в России. С инициативой запретить пакеты выступил первый зампред комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Василий Власов. Он считает, что за шесть лет — до 2025 года — страна подготовится к запрету и найдет работающие альтернативы для полиэтилена.

«В России вполне реально запретить пакеты с 2025 года. Аналогичные процессы будут в ближайшие годы происходить в Европе, где с 2021 года отказываются от одноразовой посуды. Но я скептически отношусь к тому, что правительство сможет грамотно реализовать такое амбициозное решение», — отмечает Анна Гаркуша, руководитель направления по взаимодействию с органами власти организации «РазДельный Сбор».

Опрос Левада-Центра показал, что 47% россиян позитивно относятся к отказу от одноразовой упаковки, считая, что это поможет решить проблему мусорных полигонов. Но 65% используют пластиковые пакеты при походе в магазин.

«Можно взять опыт других стран и реализовать проект в России с учетом их ошибок. Для этого нужна подготовка: посчитать, сколько компаний производит пакеты, сколько их выбрасывается, проследить судьбу. А главное — нужна альтернатива полиэтилену. Бумажные одноразовые пакеты — не выход. Это просто ступенька к более цивилизованному использованию», — считает Гаркуша.

Показательны примеры постепенного ухода от полиэтиленовых пакетов в Чили, Молдове и Индии. С 1 января текущего года в Молдове вступил в силу запрет на использование одноразовых пакетов. В течение года из магазинов исчезнут изделия толщиной более 50 микрон, в 2020 году — самые вредные, толщиной 15 микрон. К 2021-му страна полностью откажется от полиэтиленовых пакетов. В Чили намерены прийти к полному запрету за два года. Пока супермаркетам разрешают раздавать два одноразовых пакета в руки. За нарушения полагается денежный штраф. С 2022 года от пакетов откажется Индия, причем в Дели запрет на них действует с 2017 года. Постепенный уход от полиэтилена позволит ритейлерам и потребителям безболезненно перейти к экологичным многоразовым сумкам.

Нужны альтернативы и бонусы

Первыми от бесплатных пакетов в России отказались в сети гипермаркетов «Ашан» — в 2017 году. Взамен покупателям предложили экопакеты и сумки многоразового использования. По схожему пути пошли «ВкусВилл», «Азбука Вкуса» и другие крупные ритейлеры.

Ритейлеры считают, что покупатели не скоро привыкнут к отсутствию в супермаркетах бесплатных пакетов
Ритейлеры считают, что покупатели не скоро привыкнут к отсутствию в супермаркетах бесплатных пакетов
Фото: flickr.com/irfan adh

«Год назад мы отменили выдачу бесплатных пакетов, ввели в продажу многоразовые сумки и мешки для взвешивания фруктов-овощей. Запретить одноразовые пакеты — это лишь полдела: важно, что государство порекомендует использовать в качестве альтернативы», — отмечает Александр Цыганков, экологический эксперт сети магазинов «ВкусВилл».

Руководитель пресс-службы сети «Азбука Вкуса» Андрей Голубков рассказывает, что раньше каждый месяц из магазинов сети клиенты уносили 7 миллионов пакетов. Отказ от бесплатной выдачи сократил их потребление в три раза — таковы данные исследований. По оценкам «Гринпис», посетители сети будут покупать пакеты на 40% меньше, а 400 тонн пластиковых отходов ежегодно не попадут на свалки.

«Отказ от бесплатных пакетов — непростой шаг. Мы сформировали услугу для наших покупателей: человек пришел в магазин, выбрал товар, а мы упаковывали его в пакет. Полный запрет принесет больше неудобств для покупателей, поменяв паттерн поведения. Но если будут общие правила игры, то закон станет данностью», — считает Голубков.

Анна Гаркуша отмечает, что население, выросшее на магазинах с пакетами, станет сопротивляться изменениям. Выход возможен в поступательном характере нововведений и активном экологическом просвещении со стороны государства.

«Необходимо правильно оценить риски увеличения финансовой нагрузки на покупателей на фоне низкого потребительского спроса. Альтернативы традиционным пакетам дороже из-за неразвитости инфраструктуры для их производства. Государственная поддержка развития таких проектов могла бы стимулировать плавный переход российского ритейла и покупателей на экологичные альтернативы упаковки товаров», — говорит Мария Филиппова, руководитель службы по связям с общественностью и государственными органами сети «Лента».

Александр Цыганков из «ВкусВилл» видит проблему в формировании у покупателей привычки носить многоразовую сумку постоянно.

«Люди часто забывают ее, а плата за эту ошибку очень невелика. Поэтому с этого года мы еще подняли цены на одноразовые пакеты, чтобы постепенно прививать покупателям мысль, что носить сумку выгодно», — говорит Цыганков.

По мнению Гаркуши, ситуация осложняется тем, что не все продукты можно положить в холщовые многоразовые мешки. Что делать, например, с мясом? Экоактивист видит выход в смене норм СанПиН, чтобы покупатели приходили в магазин со своей тарой, пригодной для ресайклинга. «Например, курица будет продаваться в упаковке, которую человек использует дома или выбросит в контейнер с пластиком на переработку», — предлагает Анна Гаркуша.

Запрет полиэтиленовых пакетов изменит покупательскую модель поведения человека. Андрей Голубков призывает не спешить заявлять о полном отказе от них уже в 2025 году. По его мнению, в игру вступят лоббисты производителей одноразовой упаковки и пакетов, способные замедлить скорость нововведений.

«Власти должны подготовить общественность, аргументировав позицию, почему это хорошо для людей. На магазины тоже ляжет образовательная и пропагандистская функция. Люди проводят там много времени. Мы станем еще одной рекламной площадкой для пропаганды отказа от пакетов. Уже сегодня покупатели должны получать какие-то бонусы за использование многоразовых сумок», — говорит Голубков.