• Экономика
  • 07.03.2019
  • 6 минут на чтение

«У Societe Generale существует внутренний налог — 10 евро за каждую тонну СО₂, которая превышает установленный уровень»

Председатель правления Росбанка Илья Поляков — об экологических и социальных проектах компании

Фото предоставлено Росбанком

Росбанк сотрудничает с «Аптекарским огородом» не первый год. Проектом этого года для вас стало создание системы сбора дождевой воды, верно? Почему сейчас вы решили воплотить в жизнь именно эту идею?

Действительно, мы сотрудничаем с «Аптекарским огородом» с 2016 года. Благодаря нашему партнерству в саду появились гортензиевая аллея, кустарниковый миксбордер и крупнейший сад хост. Система сбора дождевой воды — наш первый проект городского масштаба — начала функционировать с середины октября прошлого года. Это достаточно сложная с технической точки зрения конструкция — строительство велось все лето прошлого года, однако она уже сейчас оправдывает себя с точки зрения экологии и экономии ресурсов и денег. Когда коллеги из «Аптекарского огорода» предложили нам принять участие в проекте, мы очень быстро согласились его поддержать. Подобные инициативы полностью отвечают нашим взглядам в сфере социальной ответственности, полезны для общества и городского хозяйства. Нам, как банку, очень близка концепция «умного» города, поскольку это способствует росту экономики, повышению качества жизни, поддержанию устойчивости во всех смыслах. Наш проект — кирпичик в этой системе, который может быть использован как модель и применен в дальнейшем в городском, а может быть, и страновом масштабе.

Надеемся, что проект вдохновит другие садовые хозяйства и парки по всей стране. Учитывая климатические условия Москвы и многих других регионов, обустройство системы сбора воды может быть вполне выгодной инвестицией.

Сколько удалось сэкономить на поливе воды в «Аптекарском огороде»?

Цифры по экономической эффективности проекта будут ближе к лету, когда закончится сезон таяния снегов и дождей. По предварительным подсчетам, система позволит сэкономить до 20% поливной воды из городского водопровода и, соответственно, снизит расходы на оплату коммунальных платежей. С 2 000 кв. метров крыши оранжерей можно собрать до 80 куб. метров воды в течение сезона.

Наша цель — наглядно показать, как использовать ценнейший ресурс — дождевую воду, продемонстрировать эффективность, не только экологическую, но и экономическую. Часто экология и экономика идут рука об руку. Важно это увидеть.

А какого качества эта вода? Ее можно использовать только для полива растений или для технических нужд тоже?

Химический анализ собранной дождевой воды, проведенный «Аптекарским огородом», показал уровень минерализации, который полностью устраивает экзотические растения сада, и уж тем более вода легко может быть использована для технических нужд.

Кстати, сбор дождевой воды не единственный экономически выгодный способ получать воду технического назначения. У нас есть другой интересный пример такого рода — программа внедрения системы оборотного водоснабжения на корпоративной автомойке. Вода, загрязненная в процессе мойки машин, поступает в очистную систему и повторно используется для тех же целей. Таким образом, сокращается потребление чистой воды почти в два раза и уменьшается сброс загрязняющих веществ в канализационные стоки. И еще это позволяет экономить и на коммунальных платежах. Этот проект был реализован в рамках программы Societe Generale, которая нацелена на развитие мотивации сотрудников становиться более ответственными, и был отмечен группой.

Раньше дождевая вода в Аптекарском огороде отводилась в ливневую канализацию, а теперь это ценный ресурс, позволяющий экономить на использовании и очистке водопроводной воды
Раньше дождевая вода в Аптекарском огороде отводилась в ливневую канализацию, а теперь это ценный ресурс, позволяющий экономить на использовании и очистке водопроводной воды
Фото: Анна Сазанова

Что это за программа?

Каждое подразделение группы Societe Generale в мире облагается внутренним налогом на диоксид углерода, то есть выплачивает 10 евро за каждую тонну СО₂, которая превышает установленный уровень. Эти средства формируют премиальный фонд для награждения лучших практик в области защиты и поддержки окружающей среды. Премии могут быть направлены только на внутренние экологические проекты. Росбанк трижды становился призером программы.

Мы внедрили несколько инициатив, чтобы сделать наш офис более энергоэффективным и низкоуглеродным. В 2018 году Росбанк стал победителем конкурса «Зеленый офис — 2018» в номинации «Лучшая программа по экологическому просвещению сотрудников». А с 2013-го сотрудники группы Societe Generale в России высадили более тысячи деревьев и кустарников во дворах и парках Москвы в рамках эколого-просветительской инициативы «Цветущий город».

Мы реализуем конкретные инициативы, которые невозможны без понимания и поддержки сотрудников. Начали с эффективного управления отходами. Уже много лет собираем батарейки на утилизацию и бумагу для передачи во вторичную переработку. Помимо этого, мы работаем над формированием поведения ответственного ресурсопотребления: успешно реализован проект Smart Printing, связанный с разумным потреблением офисной бумаги; с этого года у сотрудников есть возможность передать ненужные вещи для вторичного использования. Ценно, что многие проекты инициированы самими сотрудниками и получили поддержку банка. В прошлом году была создана программа корпоративного волонтерства. Одно из направлений посвящено экологии. Его задача в числе прочих состоит в экологическом просвещении.

Конечно, это только часть инициатив, которые мы уже реализовали или планируем в ближайшее время.

Зачем Росбанку такие проекты, ведь они не имеют прямого отношения к банковской деятельности?

Очень важно осознавать, какое сообщение ты стремишься передать миру, ради каких целей работаешь. Это будет влиять и на деятельность компании в сфере КСО. Например, слоган группы Societe Generale — «Будущее — это вы». Он отражает наше стремление работать для клиентов, экономики и общества в целом. Мы готовы максимально поддерживать ваши проекты — как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни.

Мы живем в мире растущих потребностей, сокращающихся ресурсов и быстрого развития технологий. Поэтому сегодня мы все — будь то промышленные компании, банки, сообщества или отдельные люди — так или иначе имеем отношение к окружающей среде и экологии. Финансовые институты играют одну из ключевых ролей в том, каким будет дальнейшее развитие глобальной экономики. Все, кто всерьез задумывается о будущем, уже давно вышли за рамки своих секторов.

Для группы Societe Generale, частью которой является Росбанк, понятие «ответственное отношение» лежит в основе всех направлений бизнеса. Финансовые организации мыслят не годами, а десятилетиями, именно поэтому они, как никто другой, заинтересованы в поддержке позитивных перемен. В банковской деятельности мы придерживаемся тех же подходов. В целом в последние годы большой блок работ связан с экологическими проектами, как по снижению собственного углеродного следа, так и по части бизнеса. Например, Росбанк участвует в разработке green bonds (зеленых облигаций) для российского рынка совместно с финансовыми регуляторами, Московской биржей (MOEX) и Национальной финансовой ассоциацией (НФА). У нас есть международная экспертиза по этой теме и видение того, как можно развивать этот инструмент в России. Совместно с ЦБ через комитет эмитентов облигаций при Московской бирже под председательством Росбанка мы участвуем в разработке ключевых показателей эффективности, связанных с зелеными облигациями, и системы мотивации для компаний.

А если говорить о социальных проектах Росбанка за рамками экологических инициатив?

В последний год мы активно разрабатываем такую тему, как доступность объектов и услуг банка для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Для сотрудников банка мы записали обучающие ролики по обслуживанию клиентов с ограниченными возможностями. Каждый ролик посвящен отдельной ситуации, наиболее проблематичной для выбранного клиента. Например, незрячий клиент вносит наличные в кассе; неслышащая клиентка обсуждает с менеджером возможность переписки в чате и т.д. Все ролики будут использоваться как важная составная часть образовательного курса для сотрудников.

Стартовали обучающие вебинары с незрячим консультантом для агентов качества и бизнес-коучей банка. Это 2,5-часовая интерактивная сессия по пониманию инвалидности, особенностей жизни и восприятия людей с ограниченными возможностями здоровья, а также их предпочтений в коммуникации. Наиболее качественным дополнением к вебинарам являются квесты по пониманию различных типов инвалидности, которые мы тоже уже запустили в этом году. Росбанк занимает второе место рейтинга ЦБ среди двадцати крупнейших российских банков по уровню адаптации к нуждам клиентов с ограниченными возможностями здоровья.

В прошлом году в сотрудничестве с Impact Hub Moscow мы организовали программу «НАЧНИ ИНАЧЕ» для социальных предпринимателей. Основная цель проекта — помочь организациям, улучшающим жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья, создать финансово устойчивые бизнес-модели. Участники программы в течение 10 недель учились ведению бизнеса, управлению финансами и командой, получали навыки в сфере маркетинга и развития продуктов. Главным призом для победителя стала трехдневная образовательная поездка в Париж, а обладатели второго и третьего места получили премию 200 и 150 тыс. рублей. В этом году мы планируем продолжить программу.

Приятно, что наши усилия замечает общество. Благодаря всем этим проектам по итогам 2018 года авторитетным изданием Global Banking & Finance Review Росбанк был назван Best CSR Bank Russia (Лучший российский банк в сфере КСО), а также мы получили награду Retail Finance Awards за лучший проект в сфере КСО.

Как вы считаете, что самое важное для компаний при реализации политик в сфере КСО?

Невозможно пропагандировать идею ответственности или инвестировать в решения, способствующие устойчивости, и не пытаться внедрять соответствующие решения в собственной практике. Важно, чтобы ваша работа в сфере КСО была близка вам как организации, вашим сотрудникам, партнерам, клиентам. Как банк, мы привыкли говорить на языке цифр — оценивать эффективность по конкретным показателям. Например, экологические проекты достаточно просто рассматривать с точки зрения экономии ресурсов. Результаты говорят сами за себя. Если компания, ее сотрудники, ее клиенты, общество видят реальную выгоду и пользу, проект не нуждается в дополнительном продвижении. Будущее в наших руках, мы создаем его каждый день, каждое наше действие влияет на то, каким мир будет завтра.