Умерить аппетиты зданий

Тема энергоэффективности в ЖКХ остается довольно непростой. Вопрос о том, кто и как будет платить за энергоэффективную реновацию зданий, до сих пор однозначно не решен. Для стимулирования сектора эксперты рекомендуют разрабатывать стандарты и маркировку в области ЭЭ, вводить новые целевые требования по эффективности использования энергии при эксплуатации объектов, льготы на строительство ЭЭ-зданий и субсидии на капремонт с применением инновационных стройматериалов. В том числе тех, которые выпускает Фонд инфраструктурных и образовательных программ Роснано.

Вид на ночной город Сан-Франциско (США)
Вид на ночной город Сан-Франциско (США)
Фото: 1zoom.net

Основная надежда на по-прежнему на энергосервис (данный инструмент позволяет заказчику реализовывать меры по повышению энергоэффективности на своих объектах за счет подрядной организации, которая привлекает профильный займ), а также на самих жителей, для которых вопросы энергоэффективности, выражаемые как в уровне комфорта, так в экономии на коммунальных платежах за электроэнергию, отопление и горячую воду, становятся все более актуальными. Даже в сфере нового жилья энергоэффективные проекты пока носят разовый характер. Тема продвигается, но с заметным «скрипом».

Дорожной картой длинною

Ключевой документ для ЭЭ в ЖКХ — принятый в 2009 году закон «Об энергосбережении». Его отдельная глава посвящена сектору жилого строительства. В частности, согласно документу, предполагалось, что каждое вводимое в эксплуатацию здание должно соответствовать требованиям энергоэффективности, а во всех существующих домах необходимо устанавливать приборы учета. Наиболее жесткие требования по целевому снижению энергопотребления прописаны для бюджетных предприятий. Кроме того, закон вводил понятие энергоаудита, энергосервиса и энергосервисных компаний — предполагалось, что последние должны быть заинтересованы инвестировать собственные средства в проекты по сокращению энергопотребления, в том числе в ЖКХ, и получать их обратно от энергопотребителей из доли сэкономленных средств на оплате коммунальных платежей.

Однако реализация закона шла непросто. Особенно сложен оказался путь энергосервиса: в условиях относительно низких цен на энергоресурсы (прежде всего для населения) и высокой стоимости заемных денег. Наиболее удачно «выстрелили» проекты уличного освещения. Многие города и регионы РФ сумели реализовать их, модернизировав системы за счет собственных или заимствованных средств. Ряду регионов помогли международные банки или структуры развития ООН. В результате замена освещения на светодиодное позволило как повысить освещенность, так и существенно снизить расходы на оплату энергии. Экономическая целесообразность этих проектов показала, что именно этот сектор оказался «низко висящим фруктом». Впрочем, столь же привлекательных плодов на «огороде» энергоэффективности пока не созрело.

В сентябре 2016 года вышло распоряжение правительства, утвердившее дорожную карту повышения энергетической эффективности зданий. По мнению Минстроя, новый документ направлен на «снятие технических, регуляторных, информационных и иных барьеров повышения энергетической эффективности и установление соответствующих показателей энергетической эффективности при проектировании, строительстве, эксплуатации и проведении капитального ремонта зданий». Среди ключевых предложений — конкретизация требований к энергоэффективности зданий, дальнейшая поддержка энергосервиса, развитие техрегулирования, стандартов и нормативов, в том числе внедрение понятия класса энергоэффективности зданий — обязательное для новых домов и добровольное для уже существующих зданий.

Наконец, в документе говорится и о повышении требований к ЭЭ в случае капремонта. Так, с середины 2018-го здания при реконструкции должны быть оснащены только ЭЭ-оборудованием: прежде всего речь идет о ЭЭ-освещении и индивидуальных тепловых пунктах с погодным регулированием — с тем, чтобы регулировать подачу тепла и соответствующую температуру в помещении исходя из реальной ситуации за окном (что крайне актуально, например, в условиях теплых зим в европейской части РФ, которые наблюдаются в последние годы).

В ожидании «перезагрузки»

В мае 2017 года Минэкономики также объявило о планах «перезагрузки» программы энергоэффективности. В данный момент ведомство дорабатывает новый комплекс мер повышения ЭЭ и стимулирования энергосбережения и планирует в ближайшее время внести его на рассмотрение в правительство. Среди дополнений последнего времени — предложение Минэнерго снизить налоги на имущество для жильцов домов высоких классов энергоэффективности. И предложение Минстроя субсидировать ставки ипотеки в многоквартирных домах с высоким классом энергоэффективности. «Минстрой рассматривает проект стимулирования энергоэффективного капитального ремонта, когда будет возможно либо получить субсидию процентной ставки кредита, привлекаемого для этого, либо частично компенсировать саму стоимость энергоэффективных мероприятий», — отмечает представитель ведомства.

Игорь Башмаков, директор Центра по эффективному использованию энергии, считает, что дальнейшую работу по повышению ЭЭ в ЖКХ надо проводить по целому ряду направлений.

Продолжение читайте на +1