«Бизнесы объединяются вокруг завода и становятся его goodwill-амбассадорами»
В этом году Объединенная металлургическая компания (ОМК) финансирует 90 социальных проектов в регионах присутствия. 47 из них инициированы организациями, 43 — волонтерами. Они реализуются в рамках конкурса «ОМК-Партнерство», который компания проводит с 2015 года. Кроме того, ОМК поддержала в этом году 41 социально-предпринимательский проект. Руководитель направления по корпоративной социальной ответственности ОМК Ольга Миронова рассказала «+1», как металлурги развивают местные сообщества.
Регионы присутствия компании часто называют депрессивными. Есть ли у них общая характерная проблема?
Предприятия ОМК расположены в Выксе, Чусовом, башкирском Благовещенске, Альметьевске и Челябинске. Три из пяти — моногорода с населением 35-60 тысяч. Их проблемы отличаются. Кого-то больше волнуют экология и здоровый образ жизни, кого-то — благоустройство, где-то фокус направлен на помощь семьям, а где-то — пожилым. Общая же проблема небольших провинциальных городов — это то, что молодежь уезжает. Нужно формировать комфортную среду. Одна из главных задач — чтобы молодые люди после учебы в областном центре могли, вернувшись, адаптироваться в своем городе и, впоследствии работая на градообразующем предприятии, получили возможность самореализоваться не только в профессиональном плане. Я совершенно не считаю наши регионы депрессивными. Они активные и довольно развитые.
Встречаются ли у людей предубеждения против компании, которая пришла что-то менять?
Наоборот, есть установка, что завод — кормилец, автор и спонсор позитивных изменений. Мы стремимся разбудить инициативу и вовлечь горожан в решение социальных проблем.
На каких принципах строится партнерство?
Мы уходим от адресной помощи и перешли на системные долгосрочные программы. В рамках грантового конкурса НКО государственным и муниципальным учреждениям, а также сотрудникам мы предоставляем возможность создать социальный проект — и именно в этом поначалу была сложность. Мы прописывали в условиях, что это должно быть софинансирование. Но мы не даем деньги на «нулевые» проекты и на такие, где нет собственного вклада грантополучателя.
В рамках «ОМК-Партнерства» мы учим НКО писать заявки, проводить оценку проекта, вести пиар- и фандрайзинговые кампании. Благодаря этому инициативы привлекают внешние ресурсы. Например, в первой волне президентских грантов 2018 года ряд НКО из числа победителей, а также благотворительный фонд «ОМК-Участие» выиграли 15,7 млн руб.
В программе «Начни свое дело» мы поддерживаем предпринимателей, которые открывают бизнес, направленный на решение социальных проблем моногородов.
Можете привести самые яркие примеры проектов?
Например, помощь в подготовке к выпускному вечеру девушкам из малообеспеченных многодетных семей Выксы. Или обучение людей «серебряного возраста» в Альметьевске тому, как защитить себя от мошенников в интернете. Стало больше проектов pro bono, предполагающих безвозмездную передачу компетенций и навыков.
В Чусовом почти не было мест, где могла бы собираться молодежь. Поэтому предприниматель открыл антикафе. Этот город — кузница чемпионов зимних олимпиад. Но мест для занятий летними видами мало — поэтому там открыли роллердром и батутный центр.
В Пермском крае много учреждений пенитенциарной системы. Социальная предпринимательница открыла в Чусовом швейную мастерскую и трудоустраивает недавно освободившихся из заключения девушек. В этом же городе появилась кондитерская, где работают многодетные матери. В Благовещенске проект по уходу за пожилыми людьми создал 50 рабочих мест.
Успех определяется срезом потребностей, который проводят авторы?
Грантовая программа тем и хороша: дается спектр проблем, а люди на местах сами говорят, что им требуется. Конкуренция в конкурсе — две-три заявки на одно «место». В программе «Начни свое дело» мы поддерживаем каждую вторую бизнес-инициативу. Я никогда бы не подумала, что людям в Чусовом нужна прачечная самообслуживания для зимней одежды. Но такую открыли, так как раньше за этим приходилось ездить за 120 км. Там работает человек с ограниченными физическими возможностями. У любой программы есть экспертный совет, в котором представлены все стейкхолдеры. Это позволяет оценить проекты и внести корректировки. Сразу видно, кто действительно хочет что-то изменить, а кто — просто заработать. Мы даже спрашиваем: что будете делать, если не выиграете деньги? Кто-то говорит: ну, ладно, нет — так нет. А кто-то: все равно пойду и сделаю.
Меняется ли как-то жизнь самих участников?
Почти всегда. Проекты выступают социальным лифтом. Кого-то выбирают местными депутатами или в молодежное движение. НКО и волонтеры «прокачивают» навыки в продвижении своих инициатив, в сборе средств. Так, на краудфандинговой платформе Planeta.ru участники проекта ОМК собрали 800 тыс. руб.
У нас есть примеры, когда добровольческий проект вырос до социального бизнеса. Например, волонтерская инициатива организации сплавов по реке Чусовая в Пермском крае стала услугой для туристов.
Какие выгоды получает компания от конкурса?
После трех лет грантового конкурса «ОМК-Партнерство» мы провели оценку его эффекта по SROI с помощью Фонда «КАФ». В среднем на каждый вложенный ОМК рубль социально-экономический эффект составил 3,4 рубля. С момента запуска конкурса объем финансирования его проектов составил 32 млн руб., а возврат в виде федеральных грантов и субсидий — более 29 млн руб.
По программе «Начни свое дело» в 2016-2017 годах стартовали 45 бизнес-проектов, создано более 100 рабочих мест. В этом году уже в трех городах — Выксе, Благовещенске и Чусовом — поддержан 41 проект, а это еще более 40 новых рабочих мест. В образовательной программе и акселераторе формируется сообщество социальных предпринимателей. Бизнесы объединяются вокруг завода и становятся его goodwill-амбассадорами.
Автор
Беседовала Елена Матвеева