Инициативы крупных компаний повышают планку для стартапов

Серебряный призер финала Global Mobile Challenge Олег Понфиленок (Copter Express) и победитель евразийского этапа Елена Могильникова (ConfBot) поделились с +1 впечатлениями от участия в международном конкурсе.

Олег Понфиленок (в центре) с командой
Олег Понфиленок (в центре) с командой
Фотография предоставлена Copter Express

— В Барселоне обе команды оказались в числе российских финалистов. Что вы представляли на конкурсе?

Олег Понфиленок: — Мы разрабатываем автономные дроны, которые базируются на станции, автоматически летят в заданную точку, возвращаются и заряжаются сами. У аппарата есть встроенный 4G-модем, и оператор ему не нужен. Одно из применений нашим дронам — потенциальное сотрудничество с поисковой организацией «Лиза Алерт», помощь в поиске пропавших людей: аппараты не зависят от радиуса сигнала, поэтому у них больше охват территории. Уже летом хотим попробовать пропилотировать эту возможность.

Елена Могильникова: — Мы решили снять с ивент-менеджеров бумажную работу и создали платформу ConfBot, на которой организатор конференции без программирования может сконструировать бота для своего события, а затем разослать его участникам через Telegram. Бот переносит в мессенджер коммуникацию, расписание, опросы, уведомления, изменения в программе. Люди на конференции могут посмотреть информацию о других участниках и моментально обменяться контактами.

Джордж Хелд, Елена Могильникова и команда Copter Express
Джордж Хелд, Елена Могильникова и команда Copter Express
Фотография предоставлена Beeline

— В чем заключалась поддержка со стороны «Билайна» при подготовке к конкурсу, и как началось ваше сотрудничество?

О.П.: — Наша история началась в 2014 году, когда мы организовали коммерческую доставку пиццы в Сыктывкаре с помощью дронов, наверное, первыми в мире. Но через месяц пиццерия отказалась с нами сотрудничать, потому что было дорого. Можно было снизить стоимость вылета, сотрудничая с сотовым оператором, для которого, например, мы могли бы удаленно мониторить состояние сетевого оборудования. Так мы начали общение с «Билайном», которое потом продолжилось при подготовке к конкурсу в Барселоне, тем более что «Билайн» — давний партнер отряда «Лиза Алерт». Мобильный оператор запустил горячую линию по поиску пропавших людей, помогает отряду со связью и технологическими решениями.

Е.М.: — Ребята очень помогли с презентацией: учили рассказывать о конкурсном продукте, проводили сессии по подготовке к выступлению на питчинге. Задача была представить себя так, чтобы каждый человек в зале и в жюри воспринял проблему, которую мы решаем, как свою собственную.

— Global Mobile Challenge собрал более 10 тысяч человек со всех континентов. В чем ценность участия в конкурсе? И какие впечатления у вас остались?

О.П.: — Удивило, что конкурс не ограничивался мобильными приложениями: технологии оказались самые разные. Наши коллеги из Туниса получили третье место за «умную стельку» для людей с диабетом, это особенно запомнилось. Но все команды были очень сильные. Поэтому пришлось много работать над презентацией и впервые делать питч по-английски.

Е.М.: — Нас тоже поразил масштаб мероприятия и качество проектов. Было очень интересно смотреть питчи других участников, оценивать их сильные стороны — ведь это лучшие команды со всего мира. Там была также выставка стендов всех участников, которые побеждали в странах присутствия конкурса. Мы полноценно выставлялись на международном уровне, на самом значимом событии телеком-индустрии — это не только признание или возможность показать себя инвесторам, жюри, но и реальный шанс обрести новые деловые связи.

Елена Могильникова представляет проект ConfBot
Елена Могильникова представляет проект ConfBot
Фотография предоставлена Beeline

— А насколько решение жюри совпало с вашими ожиданиями?

О.П.: — Честно говоря, такого высокого результата мы не ожидали. Но сейчас мне кажется, что мы заняли второе, а не первое место потому, что у нас все-таки фокус не на мобильном приложении, а на техническом решении. В нашем случае через приложение осуществляется только вызов дрона. Первое место получил проект Shopback, там полностью мобильное приложение.

Е.М.: — Для меня до сих пор загадка, как жюри оценивало проекты на таких разных стадиях зрелости, потому что какие-то команды запустились лишь недавно, какие-то уже состоялись. Лично мне понравились грузинская команда Treepex, с которой мы знакомы по Евразийскому этапу. Они создали приложение для оплаты посадки деревьев и приложение WashMyWhip, которое позволяет заказать мойку машины, например, пока вы спите. И если бы я сидела в жюри, то их бы и выбрала.

— Известно, что у стартапов высокая «смертность». Зачем вообще нужны такие проекты, на ваш взгляд?

О.П.: — Действительно, большинство проектов умирает в первые три года, потому что стартап делает человек амбициозный, но у него нет опыта и он допускает много ошибок. Однако и автомобили, и самолеты, и многое другое создано бывшими стартаперами. И когда ты выходишь на конкурс и видишь уровень международной конкуренции, то понимаешь, что можно быть лучшим в России, но слабым на мировом уровне. Это позволяет поднять внутреннюю планку.

Е.М.: — Экосистема стартапов нужна, потому что это бизнес, но он еще маленький, только учится ходить и что-то делать. Чем больше стартапов сейчас, тем больше потом будет взрослых, сильных бизнесов, которые делают жизнь людей удобнее и лучше. Победа на региональном этапе дала мощный заряд для мотивации, появилась вера в собственные силы. Мы стали думать о проекте в других масштабах, сделали английскую локализацию. Наверное, это не получилось бы так быстро, если бы не Барселона.

Финал Global Mobile Challenge в Барселоне
Финал Global Mobile Challenge в Барселоне
Фотография предоставлена Beeline

— Победа на этапах крупного международного конкурса — отличный старт для стартапа. Что планируете делать дальше?

О.П.: — Как я говорил, летом мы хотим запустить пилотный проект с «Лизой Алерт», сейчас мы в переговорах и они выбирают регион. И если дроны покажут себя хорошо, будем масштабировать эту систему. После Барселоны у нас появились потенциальные покупатели в Европе. Люди ждут готовый продукт, который мы покажем в сентябре этого года. Будем развивать наш второй продукт — конструктор квадрокоптера для школьников под названием «Клевер». В прошлом году мы уже продали более 400 штук школам, детским технопаркам, колледжам, центрам робототехники и дополнительного образования. И конечно, нас ждет акселерационная программа в Мадриде — это наш приз за второе место.

Е.М.: — У нас планы наполеоновские — к концу года охватить 400 мероприятий, поэтому сейчас займемся массовой онлайн-рекламой. «Билайн» помог нам выйти на музыкальный фестиваль Alfa Future People, рассчитанный на 50 тысяч человек. Мы сейчас ведем переговоры c организаторами, обсуждаем, какой функционал можно сделать, и очень надеемся, что это дело выгорит!