Как школьники распоряжаются карманными деньгами

87% российских школьников получают деньги на карманные расходы. Это установил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в ходе опроса тысячи детей в возрасте 12–17 лет. Несмотря на то, что большинство ребят разбираются в финансовых терминах и продуктах, многие хотели бы углубить знания в данной сфере, сообщается в пресс-релизе исследовательского института.

Как показали опросы, половина респондентов знает, что такое «кредит», «кредитная карта», «обмен валюты», «мобильный банк», «денежные переводы». Треть учеников старшей школы владеет банковской картой, почти четверть использует электронный кошелек, 22% совершает платежи через мобильное приложение.

Большинство детей предпочитает копить деньги, а не тратить: у 40% респондентов есть сбережения. А отвечая на вопрос «Как бы вы распорядились 5 000 рублей?», только 18% выразили желание потратить их на покупки. Половина сказала, что отложила бы часть, треть — что сохранила бы всю сумму.

Хотя дети знакомы с базовыми финансовыми понятиями, каждый пятый подросток в возрасте 15–17 лет считает себя недостаточно грамотным в этой сфере и хотел бы посещать факультативы по теме. В младшей возрастной группе о дополнительных уроках задумываются лишь 11%.

Как считает руководитель образовательных программ QIWI FINTEEN Елена Луценко, финансово грамотным сегодня должен быть любой школьник. «Независимо от того, кем станет ребенок во взрослой жизни, можно с уверенностью сказать, что он будет участником финансовых отношений. А нынешнее поколение — еще и „цифровой“ экономики. Финансовая грамотность — это те знания и навыки, которые делают человека уверенным, защищенным и обеспечивают достойный образ жизни», — пояснила эксперт.

Согласно исследованиям Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA, восемь из десяти российских детей обсуждают денежные вопросы с родителями раз в месяц или чаще. Однако, как показывают исследования, знаний родителей часто недостаточно. В рейтинге PISA российские школьники занимают четвертое место, а родители — 27-е.

«Это объясняется тем, что программ и пособий по повышению финансовой грамотности для детей больше, чем для взрослых, и они внедряются на уровне школы. Кроме того, для детей не существует такого понятия, как цифровое неравенство — к 10–12 годам они уже имеют опыт взаимодействия с электронными деньгами благодаря активному времяпрепровождению в интернете», — объяснила Луценко. Как считает эксперт, необходим комплексный подход к обучению детей на тему обращения с денежными средствами. «Чем больше источников информации о финансах будет у детей, тем лучше. Родители могут поделиться навыками планирования семейного бюджета, школы — давать общие знания о деньгах, а банки и платежные системы — рассказать, как грамотно обращаться с платежными технологиями, чтобы не стать жертвами мошенников, и обучить прочим лайфхакам», — добавила специалист.