Лидеры корпоративной благотворительности: кто они?

13 декабря были подведены итоги совместной работы Форума Доноров, международной компании PwC и газеты «Ведомости» — завершен годовой проект «Лидеры корпоративной благотворительности 2017».

 13 декабря стали известны лидеры корпоративной благотворительности '2017
13 декабря стали известны лидеры корпоративной благотворительности ’2017
Фото: asi.org.ru

Что делали компании

Эксперты подготовили исследование трендов корпоративной благотворительности 2017 года, изучив деятельность 52 российских компаний. Превалирующая отраслевая принадлежность — металлургические, нефтехимические, горнодобывающие предприятия. 46 из них раскрыли данные о тратах на благотворительные программы — общая сумма составила43,8 млрд рублей, против 20 млрд в 2016 году.

Абсолютное большинство компаний (94%) указали целеполаганием своей деятельности стремление решать социальные проблемы. Вторая по популярности цель (58%) — повышение устойчивости бизнеса.

Благополучатели для большинства организаций — дети (87%). Далее идут молодежь и учащиеся (по 71%). Три главных направления социальных программ: образование (79%), местные сообщества (65%) и социальная защита (67%). Пустующие ниши — защита прав человека, как направление (0%), заключенные и правонарушители, как благополучатели (также по 0%).

Для 98% компаний главной формой корпоративной благотворительности стала собственная программа и для 90% — партнерские программы.

Портрет лидера 2017

Лидерами рейтинга ТОП-10 «Лидеров корпоративной ответственности» стали: «Северсталь», «Металлоинвест», ОК РУСАЛ, ПАО «Система», Ростелеком, «Газпром Нефть», JTI, «Филип Моррис Интернэшнл», МТС, «Норильский никель». К победе тройку лидеров привели следующие показатели.

«Северсталь» реализует программы, направленные на позитивные перемены в регионах. У компании три корпоративных фонда: «Дорога к дому» (профилактика сиротства), фонд поддержки пенсионеров в Череповце, Фонд имени И.А.Милютина (помощь социально незащищенным слоям общества). Кроме того, организация придумала Агентство городского развития Череповца — проект, который стал первой ролевой моделью диверсификации экономики в моногородах. Агентство создало более 5000 малых и средних предприятий, 10 000 новых рабочих мест, и 8000 сохранило. Образец проекта перенял «Норникель» и создал Агентство развития города Норильск.

«Металлоинвест» направил активность на повышение качества жизни на территории присутствия. Ключевые программы: грантовый конкурс «Сделаем вместе!», «Школа начинающего предпринимателя» в Новотроицке, проекты «Женское здоровье» и «Здоровый ребенок», помощь тяжелобольным детям. Также компания вступает в партнерства с федеральными фондами и с 2016 года занимается повышением профессионального уровня местных НКО.

ОК РУСАЛ развивает производственную деятельность, предпринимательство, волонтерство и популяризует инженерные профессии. Среди программ компании: «Территория РУСАЛа» (в 9 регионах), «Социальное предпринимательство», «Формула будущего», направленная для популяризацию научных знаний, а также программа развития волонтерства «Помогать просто» (7 регионов). За 2017 год при поддержке ОК РУСАЛ прошло 5000 социальных акций для 100 000 благополучателей.

Устойчивость неизбежна

Награждению победителей конкурса «Лидеры корпоративного волонтерства-2017» предшествовала дискуссия «Цели устойчивого развития и стратегия компании» с участием экспертов области. Они рассказали о том, что нужно делать бизнесу, чтобы ответить вызовам завтрашнего дня.

1. Видеть тренды. Глобальную повестку задают Цели устойчивого развития ООН, которые в адаптированном виде разделяются и принимаются российским бизнесом. Он руководствуется моральными принципами и осознанием необходимости действия в этом направлении для сохранения конкурентоспособности.

«Из 17 целей устойчивого развития отдельная цель „права человека“ не выделена, но как, говорят и представители государств, подписавшиеся под глобальной повесткой дня, и участники, — права человека буквально во всем, в каждой цели. Нельзя достичь ни одной из них без внимания к уважению и продвижению прав человека»

Наталья Гончар начальник отдела социальной деятельности «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.»

2. Готовиться и действовать. По словам участников дискуссии, подготовительный этап завершается. Компании последние два года во многом анализировали свои показатели, цели и готовность к изменениям. Уже в следующем году необходимо будет приступить к проработке стратегии и к конкретным шагам в достижении целей устойчивого развития.

«Важно, что не только лидеры, но и другие компании осознали ценность целей устойчивого развития и показателей. Нет больших и маленьких. В равной степени все компании могут внести свой вклад в достижение этих целей и получить свои бенефиты»

Ольга Башкирова, генеральный директор благотворительного фонда «РЕНОВА»

3. Рассказывать. Большую роль нужно и придется отводить PR-компании, освещению деятельности в СМИ, в соцсетях, подготовке отчетов и описанию практик. Ограничивает развитие бизнеса незнание, что движение в сторону устойчивого развития уже идет. Этот информационный вакуум могут заполнить сами компании. Заявить о себе бизнес может не только через СМИ, но и на конкурсах, на конференциях, через участие в благотворительных премиях и акциях.