Между жизнью и автоспортом

Американский гонщик Райан Ньюман попал в аварию во время гонки Daytona 500

Фото: journaltimes.com

Пилот команды Roush Fenway Racing Райан Ньюман попал в аварию во время гонки Daytona 500, проходившей 17 февраля в городе Дейтон, штат Флорида. Сейчас он находится в больнице в тяжелом состоянии, но его жизни ничего не угрожает. Организаторы соревнований из Национальной Ассоциации гонок серийных автомобилей (NASCAR) заявляют, что делают все возможное для обеспечения безопасности пилотов и зрителей.

Столкновение между Райаном Ньюманом и его соперником Райаном Блэйни произошло на последнем круге. Машина Райана Ньюмана врезалась в барьер и перевернулась, после чего в нее врезался автомобиль другого участника гонки Кори Лажуа. Болид перевернулся еще раз и горящим вылетел к финишной черте. На место аварии прибыли спасатели: им потребовалось около восьми минут, чтобы поставить машину. Затем Райана Ньюмана вытащили из болида и доставили в больницу Halifax Medical Center.

Через два часа в NASCAR сообщили, что 42-летний спортсмен находится в тяжелом состоянии, однако полученные травмы не угрожают его жизни. Какие именно повреждения он получил, в NASCAR не оглашали. Позднее Райан Ньюман пришел в себя и начал разговаривать с родственниками и врачами. Гонщик выступает с 2000 года. Лучший результат он показал в 2014 году, когда занял второе место в общем зачете.

Происшествия на трассах

Дэнни Хэмлин, который в гонке Daytona 500 одержал свою третью победу за последние пять лет, заявил, что NASCAR серьезно заботится о безопасности пилотов, благодаря чему за последние несколько лет на трассах «не случалось ничего необычного». «Каждый день я благодарю звезды за то, что пришел в спорт в свое время», — заявил он.

Столкновения на трассах в последние годы все реже заканчиваются гибелью пилотов. В 2009 году во время гонки Aaron’s 499 в городе Талладига (штат Алабама) столкнулись автомобили Карла Эдвардса и Брэда Кезеловски. Машина Карла Эдвардса развернулась и врезалась в заграждение, но никто из водителей не пострадал. В феврале 2015 года другой гонщик NASCAR Кайл Буш на последних кругах гонки Xfinity Series также столкнулся с бетонным ограждением и сломал обе ноги. Он смог выбраться из машины и позднее был прооперирован. Пять месяцев спустя в ограждение на трассе Daytona International Speedway влетел автомобиль Остина Диллона. Перевернувшись, машина упала на дорогу, после чего в нее врезался болид Брэда Кезеловски. Несколько зрителей получили травмы, однако сам Остин Диллон остался невредим. Старший вице-президент NASCAR Джин Стефанишин (сейчас занимает должность директора по международным связям. — Прим. Plus-one.ru) тогда заявил, что в ассоциации ведется работа по улучшению защитных функций зрительских ограждений.

Однако случалось и так, что в результате аварий пилоты получали несовместимые с жизнью травмы. В 2015 году во время гонки серии IndyCar на треке Pocono Raceway в шлем пилота «Формулы-1» Джастина Уилсона попал обломок болида. В состоянии комы спортсмена доставили в больницу, где он скончался на следующий день. А в сентябре прошлого года на заезде девятого этапа серии «Формулы-2» погиб французский пилот Антуан Юбер. Он потерял управление над автомобилем и влетел в барьерное ограждение, после чего в него врезалась машина Хуана Мануэля Корреа.

В начале 2000-х годов на гоночных трассах аварии, в которых погибали спортсмены, случались регулярно. Так, в 2001 году во время Daytona 500 на высокой скорости столкнулись три машины, в которых находились Дэйл Эрнхардт, Кен Шрейдер и Стерлинг Марлин. Дэйл Эрнхардт получил серьезную травму головы и вскоре скончался.

Как отмечает информагентство Associated Press, инцидент, произошедший с Райаном Ньюманом, свидетельствует о том, что гоночные автомобили никогда не будут безопасными. При этом спортсмен выжил благодаря работе над повышением их надежности, которая велась в течение последних 20 лет. «Эта работа никогда не будет завершена», — пишет издание.

Как организаторы гонок пытаются обезопасить пилотов

Когда Дэйл Эрнхардт получил смертельную травму, на нем был шлем старой конструкции, который не защищал большую часть лица. Кроме того, предполагалось, что он ослабил ремни безопасности. После этого происшествия в NASCAR значительно ужесточили правила безопасности. Теперь участники соревнований должны использовать шеститочечные ремни, которые более надежно удерживают тело на водительском сиденье. Их также обязали носить огнезащитные костюмы и систему защиты шеи и головы HANS (Head And Neck Support device), которая снижает нагрузку на шею во время ударов и таким образом защищает от серьезных травм. Подобные устройства сейчас являются обязательными почти во всех профессиональных гонках, включая «Формулу-1» и IndyCar. Еще одно нововведение на гонках NASCAR — обязательное использование ударопоглощающих SAFER-барьеров, которые устанавливаются на поворотах и позволяют смягчить последствия столкновений. Между тем в период с 1970 по 2000 год, по данным Motorsport Memorial, в результате столкновений с ограждениями скончалось около 70 гонщиков.

В NASCAR также стали требовать устанавливать в автомобили сиденья из углеродного волокна: они поглощают удары во время столкновений и обеспечивают дополнительную поддержку водителя. Специальные нейлоновые сетки на окнах защищают пилота от летящих обломков и предотвращают выпадение в случае аварии. После происшествия гонщик опускает оконную сетку в знак того, что он не пострадал.

Безопасность водителей еще с 1960-х годов стремятся обеспечивать и организаторы «Формулы-1». С 1963 года в автомобилях стали использовать противопожарные системы, а пилотов обязали носить огнестойкие костюмы. С 1978 года до соревнований стали допускать только гонщиков с суперлицензией. Она выдается Комиссией «Формулы-1» на основании спортивных достижений. Годом позже Ники Лауда, Марио Андретти и Карлос Рейтеманн впервые начали носить несгораемые костюмы, при производстве которых использовался материал для космических скафандров НАСА. С 1980 года стало обязательным присутствие на гонках медицинского персонала, а с 1986 года — и спасательных вертолетов.

В 1990-е годы значительный вклад в повышение безопасности автогонщиков внес тогдашний президент «Формулы-1» Макс Мосли. Он, в частности, модернизировал стандарты для проведения краш-тестов, запустил программу Formula Zero, направленную на снижение количества смертей и травм на гоночных трассах. А еще предложил создать Фонд Международной автомобильной федерации (FIA Foundation) — благотворительную организацию, которая занимается вопросами безопасности дорожного движения и автомобильного спорта. В это же время организаторы состязаний ужесточили стандарты для производства шлемов и снизили допустимую скорость на трассах и на пит-лейнах (часть трассы, где расположены помещения для подготовки машины к выезду на трассу. — Прим. Plus-one.ru).

С начала 2000-х годов участники гонок «Формулы-1» в обязательном порядке используют защитные системы HANS, а внутренние стенки кабин автомобилей обшиваются кевларом — волокном, которое обладает высокой прочностью и препятствует проникновению посторонних предметов при столкновениях. С 2011 года совершенствуется система крепления колес, а в шлемы устанавливаются защитные полимерные элементы, которые позволили повысить их ударопрочность.