Нужны звезда и экшн. Как донести до зрителя задумку смыслового кино

Ежегодный международный фестиваль зеленого документального кино Europe Green Talks 2018 проходит в этом году с 21 по 26 мая на площадках Центра документального кино, Букводома, ВШЭ, МЭИ и Artplay. Гостей ждет неделя кинопоказов, а также новый формат: встречи с экспертами, которые помогут разобраться в задумках фильмов на темы экологии и социальных проблем, объяснят сложные моменты и ответят на неудобные вопросы. Для зрителей вход на мероприятия бесплатный. Организатор и координатор Ecocup Наталья Парамонова рассказала «+1» об эффектах смыслового кино, о неравнодушных режиссерах и сюрпризах этого года

Наталья Парамонова
Наталья Парамонова
Фото: vk.com

Как отбирались фильмы на фестиваль Europe Green Talks в этом году?

В первую очередь мы обращали внимание на картины, которые отметились на других фестивалях документального кино, не обязательно новые. Например, фильм 2015 года «Из глубины» затрагивает тему снижения мировой потребности в угле и полном отказе от него. Он рассказывает об итальянском шахтерском поселении, в котором закрывается последняя шахта. Повествование идет от лица местной жительницы, чья семья многие годы трудилась под землей. Картина показывает, что в одном и том же поколении есть как те, кто открывал шахты и гордился тем, что дает стране уголь, так и те, кто стал закрывать их со словами, что добыча угля больше никому не нужна и, вообще, вредна.

Всего в этом году мы покажем пять фильмов. Но, пожалуй, самая именитая картина откроет фестиваль. Это — «Зеленое золото» производства Финляндии, Германии и Швеции. Ее режиссер Йоаким Деммер раскрутил историю до настоящего детектива и смог обратить внимание общества на последствия глобализации. Мы все с легкостью покупаем в магазинах авокадо, папайю, манго, клубнику из экваториальных стран, не задумываясь о том, что ради плантаций, которые снабжают полмира, вырубаются леса, уменьшается среда обитания животных и коренных племен.

Смотрите трейлеры всех фильмов фестиваля Europe Green Talks 2018

В этом году мы сделали нестандартный Ecocup. Как и прежде, на фестивале будет подборка качественных и захватывающих документальных фильмов. Но в этот раз картины осветят экологические и социальные проблемы, обозначенные в 17 стратегических Целях устойчивого развития ООН. Тех самых целях, которые не решить по одной — только в комплексе.

Сеть дельфинариумов SeaWorld была вынуждена убрать из трюковых шоу касаток из-за общественного резонанса фильма Blackfish о касатках в неволе. Возможен ли такой эффект в нашей стране? И существует ли рецепт успешного зеленого кино?

Фильм или череда фильмов могут стать первым толчком к изменению общественного сознания или последним движением к законодательным инициативам. Но никогда не известно, что станет этой последней каплей. В прошлом году у нас на фестивале, например, был фильм «Рожденный свободным», тоже про торговлю млекопитающими — касатками, дельфинами, китами. Зал был потрясен увиденным. Я сама теперь вообще не могу ходить в дельфинарии, хотя помню, как эти шоу красивы. Здесь возникает логичный вопрос — существует ли другой способ общаться с дикой природой?

Рецепт успешного кино такой же, как и у любой статьи, рассказа, фильма, — нужны звезда и экшн. У каждой картины есть свой зритель и свои способы донести до людей суть и смысл. После просмотров мы видим, как люди реагируют на близкие им темы, спрашивают, как им быть и что делать, рассказывают личные истории. Равнодушным не остается никто.

Вы замечаете, как изменились взгляды публики за те восемь лет, которые фестиваль существует в России?

Фильмы создают в некотором роде повестку, но есть и реакция общества на проблемы экологии. У меня есть любимый пример с оператором фильмов в ЦДК — человеком непосвященным в тему и смотрящим со стороны. Он прокручивал наш фильм про жвачку и потом рассказывал: «Вышел я в курилку, вижу — жвачку прилепил кто-то. И думаю: она меня и детей моих переживет». Фильмы на фестивале меняют сознание, их посыл не может не действовать.

Конечно, информационное поле уже раскачано на темы свалок и вырубки лесов, которые касаются каждого. Но восемь лет назад про вред пластика и не думал никто, а теперь, посмотрите, идут экоуроки в школах, прошел Год экологии — каким бы он ни был. Все больше людей ходят с тряпичными сумками и многоразовыми бутылками для воды. Уже заметна реакция бизнеса, крупные торговые сети меняются и учитывают не только прибыль, но и степень своего воздействия на окружающую среду.

Продолжение интервью читайте на +1