Первый российский мультсериал об инклюзии представили в штаб-квартире ООН в Женеве

Его озвучили Чулпан Хаматова и Константин Хабенский

Фото: kinopoisk.ru

29 ноября 2019 года в Женеве прошла премьера российского мультсериала «Волк наоборот». В нем волк не ест мясо, козленок на инвалидной коляске мечтает научиться играть на флейте, а зеркала говорят голосами искусственного интеллекта.

Мультфильм «Волк наоборот» представлен в Европейском отделении ООН в Женеве в рамках рабочей сессии «Целостный взгляд на инвалидность: думать в категориях равенства, строить доступно, внедрять инновации для социального прогресса — опыт России». На мероприятии были представлены проекты, направленные на развитие инклюзивности за счет изменения культурных кодов и установок в обществе.

В сессии участвовали российские и международные бренды, социальные предприниматели, эксперты из некоммерческих организаций, представители глобальных международных инициатив The Valuable 500 и Science Bazaar, а также авторы проекта «Волк наоборот» Евгений Поташник и Ирина Эльшанская.

«Волк наоборот» — первый в России анимационный сериал об инклюзии, где один из главных героев — персонаж с особенностями развития. В мультфильме появляются как новые герои — козленок Финик на инвалидной коляске, — так и всем известные Красная Шапочка, волк и три поросенка, но с новыми характерами. Название сериала исходит от главной перемены образа волка, который стал вегетарианцем, музыкантом и заядлым путешественником.

Евгений Поташник уверен, что законодательные требования не решают вопросы инклюзивности и равенства для людей с инвалидностью. А вот художественные проекты, особенно для детей, меняют ценности, восприятие особенностей и различий, что помогает с детства принимать инклюзию как норму. «При таком подходе для того, чтобы социализировать человека с инвалидностью, не нужно ничего. Он с детства находится в привычной принимающей среде, которая не выделяет его и его особенности, а относится к ним как к данности», — заявил Поташник.

«Наш проект — мультикультурный, в нем разнообразие представлено максимально полно, а персонаж на коляске не выделяется среди остальных, — отметила креативный продюсер и режиссер Ирина Эльшанская. — Своим подходом мы хотим способствовать появлению поколения детей, которые изначально принимают идею равных прав и возможностей человека с инвалидностью как должное, как естественное проявление разнообразия жизни».

В озвучивании мультфильма участвовали Константин Хабенский и Чулпан Хаматова. Проект поддержал Антон Комолов, а консультантом и партнером стал Центр лечебной педагогики «Особое детство». В создании сериала участвовал педагог и нейропсихолог Елена Николова, ведущая проекта для родителей «Беседы о воспитании».

«Очень часто решение социальной задачи не рассматривается с точки зрения применения художественных методов, это всегда актуализация беды: „SOS, бежать, жалеть, помогать!“. Мне кажется, что уже пришло время переосмысливать социальную проблематику творчески. Поэтому, как только появляются такие проекты, где это незаметно, не так назидательно, не так бьет на чувство вины или жалости, где это весело и талантливо, я — всегда за», — заявила Чулпан Хаматова.

Первая серия «Волка наоборот» выйдет в декабре 2019 года. Она будет выпущена одновременно на двух языках — русском и английском. В планах — показ фильма в России и за границей. Всего в сериале запланировано 24 серии, они будут транслироваться на детском телевидении и выложены в онлайн-кинотеатрах.

Кроме того, проект «Волк наоборот» собирается присоединиться к международной инициативе The Valuable 500, созданной слепой активисткой и общественным деятелем Кэролин Кейси и продвигающей повестку доступности и равных возможностей для образования и трудоустройства в контексте реализации прав человека. Ранее к международной инициативе присоединились «Билайн» и «Сбербанк». Это первые российские бренды, заявившие о своей инклюзивной повестке как части стратегии бизнеса на международном уровне. Первыми международными амбассадорами проекта стали миллиардер Ричард Брэнсон и исполнительный директор Unilever Пол Полман.