Первый шаг к инклюзивному трудоустройству
Крупные международные и российские компании начинают открываться трудоустройству людей с инвалидностью. Они ищут кандидатов, прощупывают атмосферу в коллективе, интересуются нюансами. Найти подходящего сотрудника — непросто, решиться его оформить — еще сложнее. Кроме того, предстоит создать здоровую инклюзивную рабочую среду. Чтобы этот процесс прошел легче, можно начать с помощи людям с инвалидностью в рамках корпоративного волонтерства. Проект DISLIFE подсказывает, с чего начать и как внедрить эту практику в компании.
При поддержке Комитета общественных связей Москвы и Фонда президентских грантов на сайте dislife.ru сейчас активно развивается новый сервис — «Люди помогают». Благодаря этому сервису по всей стране люди с инвалидностью оставляют заявки о помощи. А желающие — видят, где и какая помощь нужна, и откликаются на просьбы. Идея в том, чтобы привлечь к помощи людям с инвалидностью самых обычных людей — тех, кто не стремятся быть волонтерами, проходить школы и записываться в отряды, но всегда с радостью оказывают помощь ближнему.
Какую помощь можно оказать? Профессиональную — например, помочь составить резюме, подтянуть ребенка-инвалида по школьному предмету или дать уроки рисования. Отдельным пунктом идет юридическая помощь, как одна из самых востребованных. А может быть, вы живете или работаете совсем рядом с тем, кто нуждается в сопровождении на прогулке или поездке на машине. У людей с инвалидностью всегда есть возможность оставить любую просьбу о помощи, которая им необходима. Однако создатели сервиса предупреждают, что «DISLIFE. Люди помогают» — это открытая площадка, воспользоваться которой может любой желающий.
Как это происходит? Человек с инвалидностью оставляет заявку, в которой описывает, какая помощь ему нужна, когда и где. Заявка появляется на карте, а все зарегистрированные в городе волонтеры получают уведомление, что кому-то рядом нужна поддержка. Если человек понимает, что может и хочет помочь, он откликается. После взаимного одобрения участники получают мобильные номера друг друга для того, чтобы связаться и договориться о деталях.
Изначально заявки оставляли и принимали только частные лица. Однако сейчас публиковать их могут и благотворительные проекты, которые ищут волонтеров, а в качестве помощников предлагается выступать компаниям и их сотрудникам.
Зачем компаниям помогать людям с инвалидностью? Участие сотрудников в волонтерской помощи именно людям с инвалидностью, а не детским домам и приютам для животных имеет одно очень важное преимущество. Такое добровольное, живое и доброе общение сближает. И в результате создает основу для инклюзивной рабочей среды, где HR-консультантам не придется переживать о том, как воспримут человека с инвалидностью в коллективе.
Как может выглядеть корпоративная помощь в рамках проекта «DISLIFE. Люди помогают»? Самый простой вариант — для тех, кто считает, что сотрудники совершенно не готовы к контакту с людьми с инвалидностью, — просто рассказать о проекте и призвать зарегистрироваться в качестве волонтеров. Тогда люди будут получать уведомления о новых заявках и как минимум увидят, что прямо рядом с ними живут люди с инвалидностью, узнают, какие у них бывают проблемы. Вряд ли многие задумывались о том, что кто-то просто не может выйти из дома или сходить на концерт любимой группы без помощи.
Более продвинутый вариант — рассказать по внутренним каналам, таким как рассылка, корпоративный волонтерский сервис или объявления, о появляющихся заявках, чтобы регулярно привлекать внимание большего числа людей. В этом случае начинается работа по созданию инклюзивной среды — сотрудники приобщаются к жизни, которую раньше не замечали. Со временем заинтересованных людей станет больше, а после появления удачного опыта многие станут вовлекаться вслед за коллегами.
Также можно проводить регулярные волонтерские рейды, когда группа сотрудников время от времени берет на себя ряд заявок и выполняет их. Команда DISLIFE проводила такой рейд в рамках «Весенней недели добра» в Москве.
Еще одним и, наверное, самым ценным вариантом взаимодействия становится полноценное участие компании как корпоративного волонтера — профессионала в своей области. Например, DISLIFE обсуждает партнерство с Европейской юридической службой по запросам на юридические темы людей с инвалидностью по всей России. Для такого крупного игрока несколько заявок в неделю не повлияют на режим работы, но при этом помогут тысячам людей получить такие важные для них ответы.
Самое сложное — сделать шаг через страх, который испытывает большинство при первом столкновении с людьми с инвалидностью. Но он существует только при первой встрече, поскольку реальность оказывается совсем не страшной. Проще, конечно, не делать этот шаг вообще, но без него не будет ни инклюзивного общества, ни качественного трудоустройства людей с инвалидностью. Поэтому на HR-департаментах компаний особая ответственность — не побояться и решиться сделать его первыми.
Автор
Ольга Хохрякова, руководитель PR-направления DISLIFE