Стартовый капитал: меняем твидовый костюм на модную футболку
Тренд обмена одеждой кажется модным и актуальным. Но ничто не ново под луной. Соседские вещевые обмены существовали еще в 1940-х годах в Англии — во времена, когда стране было не до массового производства гражданских товаров. Люди помогали друг другу, в том числе меняя одежду. Это было формой солидарности в трудные времена. Современный вид своп приобрел к 1990-м годам, такие вечеринки были особенно популярны в Сан-Франциско. Как устроен обмен одеждой сейчас и во что обходится организация вещевой вечеринки, +1ГОРОД рассказал организатор «Общемосковского мужского свопа» Артем Соколов.
Сегодня, когда рынок переполнен товарами массового потребления, своп перестал ассоциироваться с бедностью. Одни смотрят на него как на развлечение и дополнительный повод пообщаться в компании. Другие таким способом освобождают гардероб от спонтанных покупок. Третьи считают, что это часть экологичного образа жизни — если тебе не нравятся твои рубашка или платье, это еще не повод их выбрасывать: лучше дать вещам второй шанс, для кого-то они могут стать любимыми.
Так возникло новое направление бизнеса — обмен одеждой в форме фримаркетов, дресс-кроссингов, своп-вечеринок, — которое, впрочем, не всегда приносит доход. Тем не менее основатель «Общемосковского мужского свопа» Артем Соколов считает, что коммерческий потенциал у свопов все же есть.
1. Ниша бизнеса: организация мероприятий по обмену одеждой, социальное предпринимательство, благотворительность.
2. Запуск проекта: октябрь 2018 года.
3. Стартовый капитал: 0.
4. Количество сотрудников на начало проекта: 4 человека.
5. Количество сотрудников в настоящее время: 4 человека.
6. Чистая прибыль: нет.
7. Планы на год: сделать коммерческий своп.
Артем Соколов: «Свопы для девушек — дело привычное, обычно мужчинам на таких мероприятиях сложно найти что-то для себя. В свое время я даже обсуждал с друзьями, что и для парней нужно организовать что-то подобное. Ведь у нас тоже много вещей, которые хочется обменять или отдать. Тогда я написал в Facebook, что хочу посетить мужской своп, а друзья предложили мне сделать его самостоятельно.
Наша первая своп-вечеринка состоялась в октябре 2018 года и была организована по закрытой регистрации в Facebook, хотя сама вечеринка не была закрытой. В Москве это было первое подобное мероприятие, и мы не понимали, сколько людей может прийти, будет ли ажиотаж, — когда создаешь встречу в социальных сетях, люди часто отмечаются, но не приходят. В результате ее посетили около 50 человек.
После первого успеха мы провели еще несколько открытых мероприятий. Сегодня наш план — делать один своп в сезон. Так как мы заранее анонсируем наши встречи, своперы успевают накопить одежду и спланировать участие. Теперь на наши вечеринки приходит много гостей: весной было около 200 человек, а своп шел весь день. Место для вещевого обмена мы выбираем по ощущениям, конечно, учитывая площади зала. Как правило, это бары, вмещающие много людей, в них играет музыка, а посетители могут выпить и поесть.
Теперь мы предупреждаем заранее: если вам жалко расставаться со старыми вещами бесплатно, не приходите на своп. А вот если вам не на что обменять понравившуюся рубашку или свитшот, то заинтересуйте их первого владельца чем-нибудь. Взамен хозяину вещи можно предложить напиток или чашку кофе. Гостям стоит понимать, что мы организуем такие встречи не для того, чтобы разжиться вещами.
Но чаще всего для свопа люди приносят новые вещи, которые не подошли по размеру. Или, например, купили сгоряча гавайскую рубашку в отпуске, надели ее пару раз, а теперь она пылится в шкафу. На свопах много спортивных футболок и шортов, но есть и эксклюзивные вещи.
На первом «Общемосковском мужском свопе» менялись рубашки Gucci, свитеры Prada в отличном состоянии. Но самое классное — практически все вещи, которые приносят на своп, имеют свою историю.
Так участники свопа получают не только одежду, но и факты и истории из жизни вещей и людей. Для меня своп-вечеринка — это про вещи и эмоциональный код.
Если вещь не свопится во время вечеринки, то впоследствии мы отдаем ее на благотворительность в фонды, с которыми сотрудничаем. Человек не должен приходить с целью обязательно обменять вещь, таково одно из правил свопа.
Хотя девушки тоже приходят, приносят вещи, что-то обменивают. Мы не закрытый мужской клуб, мы рады всем.
Реклама мероприятий идет через группу в Facebook. Больше мы никак не рекламируем свопы. На вечеринки приходят ребята, которым это интересно или которые нас знают, — они ходят на каждую встречу. Денег на организацию свопов мы не тратим, а также не зарабатываем на этом. Единственные расходы — на такси, чтобы отвезти оставшиеся вещи в благотворительный фонд, или какие-то минимальные деньги (например, аренда рейла для одежды).
Мы думаем впоследствии масштабировать своп и сделать его коммерческим, но конкретных шагов пока не предпринимали. Если будут предложения сделать коммерческий своп, то мы, как минимум, его рассмотрим".
Автор
Степан Давиденко