• Общество
  • 26.04.2019
  • 11 мин. чтения

Продавцы женского счастья

Женское лидерство — мировой тренд, у которого есть свои идеологи и последователи. Пересмотр гендерных ролей создал спрос на новое представление о женщине. В ответ возникло и предложение, которое порой представлено полярными стратегиями. +1 узнал мнение женщин-лидеров о том, какие тенденции формируют рынок прокачки женских скиллов, что такое успешная женщина в современном мире, есть ли вообще пол у лидерства и где российские женщины наиболее ярко себя проявляют уже сейчас.

Иллюстрация: Евгения Власова для +1

Понятие женской успешности эксплуатируют и бизнес-тренеры, и многочисленные курсы истинной женственности. Первые предлагают прокачать лидерские качества для эффективной конкуренции в жестком и преимущественно мужском мире бизнеса. Вторые следуют традиционному представлению о том, что место настоящей женщины рядом с преуспевающим мужчиной. Каждая из этих стратегий востребована у своей части аудитории.

Список богатейших женщин России по версии журнала Forbes показывает, что обе версии успеха приносят свои плоды. В нем, наряду с президентами и членами советов директоров компаний, стоят действующие и бывшие жены олигархов. Есть в этой среде и свои супергероини, которые успешно реализовали оба сценария: у Авдотьи Смирновой и Дарьи Жуковой в России, Присциллы Чан и Амаль Клуни в США получилось не затеряться в тени своих преуспевающих мужей.

Чем пробить стеклянный потолок

Еще с советской эпохи женщины-руководители в России — не экзотика, а норма. Их доля, по данным агентства Grant Thornton, превосходит показатели Евросоюза и США. Вместе с тем, как отметила вице-премьер Ольга Голодец, размер средней заработной платы женщин в России составляет 70% от зарплаты мужчин, а руководительницы сосредоточены на среднем уровне управления, тогда как топ-менеджмент — это по-прежнему мужское царство.

«Стереотипы в компаниях есть и будут. Общее правило: чем меньше конкуренция — тем меньше разнообразие правил офисной культуры. Это отлично прослеживается в госструктурах, в компаниях с большой долей государства. Это очень предсказуемые структуры, и там сильны традиционалистские явления. Там же, где, наоборот, конкуренция высокая, там, где нужно все время быстро бежать, неравенство уменьшается. В секторе FMCG (товары повседневного спроса) высокая конкуренция, и там наверху много женщин, потому что система настроена на поиск лучших — вне зависимости от гендера и вообще от всего, не относящегося к бизнесу. Когда нужно конкурировать, ты не смотришь на гендер, ты ищешь лучшего, а не подходящего под твой паттерн».

Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng

Читать больше

Проблема гендерного неравенства, скрытого или явного, все еще актуальна для России, отмечает Ольга Булатова, автор и руководитель программы «Женское лидерство» в Академии бизнеса EY. По ее наблюдениям, при приеме на работу гендерного разрыва практически нет, на уровне специалистов равенство тоже сохраняется.

Но чем выше мы будем двигаться по управленческой лестнице, тем ощутимее будет разница: на уровне руководителей подразделений соотношение будет выглядеть как 3 к 1 в пользу сотрудников мужского пола, а на уровне топ-менеджмента количество женщин не достигнет и 5%.

Между тем самые частые запросы от женщин-предпринимателей и женщин-руководителей в корпоративном бизнесе — это стратегическое управление компанией, управление рисками и финансы, то есть сферы, где на руководящих позициях общество привыкло видеть мужчин.

Женщина в сфере информационных технологий по-прежнему выглядит «белой вороной», особенно если замахивается на лидерство.

Наталья Перязева, основатель и генеральный директор ООО «Группа Лоджик Старс»

«В 24 года я начинала собственный бизнес, и тема гендера стала очень яркой для меня. IT-компания занималась программным обеспечением для автобизнеса, и я бы сказала, что первые лет восемь были борьбой с тем, что я женщина: приходилось доказывать, что, невзирая на мой пол, наши услуги оказываются на "надлежащем для мужчин" качестве. Первого ребенка я родила в 31, и мы всей компанией скрывали мою беременность», — рассказывает Наталья Перязева, основатель и генеральный директор ООО «Группа Лоджик Старс», эксперт по вопросам развития женского предпринимательства в социальной сфере.

18 марта в Берлине по инициативе управления городского транспорта (BVG) прошла акция в поддержку работающих женщин. В этот день они покупали билеты на метро, трамваи и автобусы со скидкой 21% — такой была средняя величина разницы в зарплатах в 2017 году. «Женские билеты» (Frauenticket) стоили €5,50 вместо €7. Если Frauenticket покупал мужчина, его могли оштрафовать как безбилетника.

Читать больше

Отсутствие продвижения женщин по карьерной лестнице никак не связано с их профессиональными компетенциями. «Наш опыт работы с женской аудиторией, а также последние исследования Hays показывают, что одна из основных причин такого явления — это отсутствие поддерживающей корпоративной культуры, которая позволит женщинам совмещать работу и заботу о ребенке. Ведь необходимость выбирать чаще всего становится ощутимым карьерным барьером. Вторая причина — отсутствие внутренней уверенности у самих женщин в том, что они достойны быть полноценными бизнес-партнерами наравне с мужчинами», — говорит Ольга Булатова.

«На Западе женщина, которая родила ребенка (а если двух — то и подавно), не может позволить себе выйти на работу, если уровень дохода у нее ниже среднего. Сады и услуги нянь очень дороги — эти затраты съедят весь заработок. У женщины возникает дилемма: либо отдать всю зарплату на детсад и няню, либо остаться дома. Я знаю много англичанок, которые по этой причине выбрали дом, но есть и такие, которые решили, что не будут прерывать карьеру. Россию выгодно отличают система государственных садов и такой общественный "институт", как бабушки, — ничего подобного ему на Западе нет».

Екатерина Литвинова, сооснователь и директор по маркетингу платформы Rubrain.com

Читать больше

Хотя мотивация у каждого предпринимателя и управленца своя, с точки зрения среднесрочной и долгосрочной стратегии специалисты Академии бизнеса EY заметили разницу. Согласно их наблюдениям, женщины часто не намерены расширять и продавать свой бизнес. Это связано с тем, что изначально они создают его как пространство эффективной реализации для себя самой. Строят бизнес в соответствии со своими ценностями, с людьми, с которыми они хотят работать по своему выбору, и ради значимых личных целей, что не отменяет активного участия в конкуренции. Мужчины чаще описывают рабочие отношения как just business. Они нацелены на рост, захват доли рынка, масштабирование и в результате выгодную продажу компании и затем начало нового бизнеса. Мужчины часто выходят из оперативного управления, передавая его наемным менеджерам. При этом многие женщины, создавшие свои компании, десятками лет вовлечены в жизнь коллективов и бизнеса и выходят из управления в среднем гораздо позже, чем мужчины.

«В программе "Женское лидерство" мы помогаем формировать устойчивую обоснованную уверенность в своих экспертности и профессионализме, четко определять свои карьерные цели и стремления, учим говорить на языке бизнеса, помогаем открыто и аргументированно сообщать о своих достоинствах и достижениях», — объясняет Катерина Назарова, тренер программы в Академии Бизнеса EY, подчеркивая, что в области профессиональных знаний и навыков оба пола сейчас наравне.

Женственность как преимущество

Программы женского лидерства также представлены и в «Академии частной жизни» психолога Ларисы Ренар, которая изначально приобрела популярность как автор книг и тренингов о развитии женственности и управлении женской энергией. Концепции «лидерства» и «женственности», по ее мнению, друг другу не противоречат. Наоборот, они могут существовать в плодотворном симбиозе, если женщина будет уделять внимание конкурентным преимуществам, наиболее выраженным у ее пола, — таким, как интуиция, эмпатия и многозадачность.

Концепция четырех архетипов (Девочки, Хозяйки, Королевы, Любовницы) отражает разные состояния, которые проявляются в разных сферах жизни. Королева — это знания, информация, стратегическое видение. Любовница — удовольствие от процесса и творчество. Девочка воплощает отношения с людьми, горизонтальное взаимодействие. Хозяйка — это умение привлекать и накапливать ресурсы, получать и приумножать результат — как дома, так и в собственной компании.

Лариса Ренар отмечает, что сферы, традиционно курируемые женщинами (образование, воспитание и развитие, культура, здравоохранение), становятся приоритетными. Все больше внимания направлено на развитие человеческого капитала, отчего потребность в женщинах-лидерах будет только расти.

«Преимущество женщины в ее гибкости и способности адаптироваться к меняющимся условиям. Женщина от природы обладает необходимыми качествами, которые проявляются более эффективно в постиндустриальную эпоху», — считает психолог.

По мнению Ренар, женщины более эмпатичны и внимательны к людям, что становится важно в эпоху высокой ценности эмоционального интеллекта. Также у них более развита интуиция, что приводит к более быстрому принятию нестандартных решений. Наконец, женщины нацелены на инклюзивный подход в управлении, способствующий развитию технологий и предоставлению равных для всех возможностей.

Как правило, клиентки Академии — это образованные и обеспеченные женщины, которые столкнулись с внутренними блоками при достижении карьерных, романтических и других целей. «Я могу знать, что делать, я могу все уметь, но что-то меня останавливает. И тут, конечно, нужна помощь психолога — разобраться, в чем причина блока. Общение с психологом или тренинг позволяют встретиться со своим страхом или травмой и прожить ее в безопасной обстановке», — говорит одна из них.

Освободившись от проблемы, женщина получает дополнительный ресурс для реализации своих жизненных планов. «Бывает так, что мы выгораем, слишком быстро тратим энергию или не умеем восстанавливаться. Поэтому наши программы включают в себя созданные тысячелетиями практики, которые позволяют человеку накопить и восполнить энергию, направить ее туда, куда в данный момент хочется, — на детей, любовь или карьеру. Согласно теории поля Курта Левина, когда мы объединяемся, поле каждого усиливается, поэтому, когда мы запускаем какие-то процессы в коллективе, в группе, в команде, взаимодействие усиливает качество. Одно дело — смотреть вебинар, другое — участвовать в коллективном процессе, где идет взаимное усиление и вдохновение», — утверждает Ренар.

Новая женская стихия

В реальной жизни самая заметная сфера для женского лидерства — стартапы и социально ориентированный бизнес. На карте лидеров социальных изменений — 1486 уникальных имен и 1489 прикрепленных к ним проектов. Среди лидеров 54% — женщины.

Новая и очень активная категория бизнес-леди — это мамы, которые в декретном отпуске стали монетизировать свое любимое дело. Так начали свой бизнес Татьяна Бакальчук, гендиректор интернет-магазина Wildberries, вторая из российского списка богатейших женщин России по версии Forbes, и Елена Овсянникова — владелица Шоколадной лаборатории CHOCOLA.

Елена Овсянникова — владелица Шоколадной лаборатории CHOCOLA

Елена Овсянникова в прошлом — журналист и редактор в издательском доме «Коммерсантъ». Кондитерскую фабрику, производящую наборы сладостей для корпоративных клиентов, она открыла полтора года назад после ухода в декрет. Своей фирменной «фишкой» предпринимательница считает постоянные эксперименты и необычные сочетания ингредиентов. Сейчас в ее клиентской базе несколько десятков компаний, чьи сотрудники время от времени заказывают продукцию и для себя. Кроме того, на сайте работает онлайн-магазин. Розничные покупатели становятся своего рода дегустаторами новых шоколадных конфет и мармелада.

В эффективность тренингов и других платных видов прокачки Елена Овсянникова не верит, считая, что лидерские качества развиваются на практике. «У меня много знакомых в этой сфере, и я знаю, что это не для меня. Быть может, для внушаемых людей это будет откровением. Маркетинг, общение с поставщиками — это все основано на моих контактах, коммуникабельности и привычке перепроверять информацию. Что пришлось осваивать с нуля, так это технологический процесс: как подобрать оборудование, как добиться идеальной консистенции для начинки». Обучение Елена проходила в Бельгии и Италии. Это были индивидуальные, разработанные специально по ее запросу интенсивные курсы в ведущих кондитерских школах.

«Когда я только начинала, первое время я тоже думала, что поведение мужчин и женщин в бизнесе как-то различается, но пришла к выводу, что гендерные различия здесь роли не играют. Нужны везение, многозадачность и бесстрашие, которые встречаются и у тех и у других. В своей профессиональной области с гендерной дискриминацией я не сталкивалась, проблема в первое время была в предвзятом отношении к иногородним. Приехав работать в "Коммерсантъ", я попала на невысокую должность с оплатой ниже, чем дома в Самаре: там, в аналогичном деловом издании, я была журналистом, редактором и выполняла много различных функций. Дальше на новом месте я показала, чего стою на самом деле, и быстро перешла на адекватную зарплату. Главное для успешного развития женщины-лидера — это равноправие дома, в семье. У меня такое равноправие есть. Мы не делим обязанности: завтрак готовит тот, кто первый встал. Старшего ребенка в садик отводит супруг, пока я вожусь с младшей. Если у мужа на работе аврал, я перехватываю дом на себя. Когда у меня аншлаг, он на подхвате с детьми...»

Елена Овсянникова, владелица Шоколадной лаборатории CHOCOLA

«Если есть проблемы дома — с мужем, парнем, детьми, родителями, с собаками, с кошками, то, когда вы начнете строить бизнес, все станет только хуже, — предупреждает Ирина Баринская, сооснователь необычных бизнес-проектов "Свалка" и "дЕбошь". — Минусов много, но есть и плюшки: можно попробовать все то, что тебе не разрешают на наемной работе».

«Женщинам не нужна прокачка, им нужна поддержка»

Наталья Перязева, получившая 15-летнюю закалку в сфере IT и заново раскрывшая свой талант на ниве социального предпринимательства, считает, что если человек зависим настолько, что готов принять невыгодные условия, то работодателю незачем напрягаться. Если женщина довольна собой как специалистом и не испытывает зависимости от конкретного работодателя, то продавать свой труд следует на уровне мужских зарплат.

Вместе с тем предприниматель скептически относится к попыткам привить женщинам жесткий стиль управления, когда их природные лидерские качества как минимум не хуже.

«У женщин меньше стремление покорить весь мир, но выше способность сконцентрироваться на задаче, анализировать и ответственно принимать решения. К тренингам они относятся как к инструменту социализации, который позволяет женщинам быть смелее: женщинам не нужна прокачка, им нужна поддержка, а прокачка — это дополнительный ресурс», — убеждена Наталья.

«Женщине часто нужна социализация. Лидеры, которые как Данко готовы вырвать сердце и вести людей вперед, в некотором смысле "бесполы". Мы чаще говорим о женщинах, которые вырвать сердце не стремятся, но хотят что-то сделать. У них страх потерять сильнее желания действовать, но, когда рядом подружка, им уже не так страшно: вместе бояться веселее. Знать, что ты не одна во вселенной, — для женщины это, наверное, важнее, чем для мужчины. В женских сообществах я не вижу конкуренции. Есть лидер или группа лидеров сообщества, остальные дружат рядом с ними».

Наталья Перязева, основатель и генеральный директор ООО «Группа Лоджик Старс»

Послесловие

«На самом деле нет никаких книг или гуру, которые научат вас, как правильно выстроить стратегию или управлять компанией, — не важно, большая она или маленькая, только появилась на рынке или существует уже не первый десяток лет. Но время от времени полезно и даже необходимо прочитать новую интересную книжку — и не обязательно про бизнес, — встретиться с новыми интересными людьми или заняться каким-то новым для себя делом, потому что только так можно найти точки для роста компании».

Татьяна Бакальчук, основательница Wildberries и вторая в России женщина-миллиардер, в интервью журналу Inc.

В феврале 2018 года основательница онлайн-ритейлера Wildberries Татьяна Бакальчук вошла в список миллиардеров Forbes. Стоимость ее компании оценивается в $1,2 млрд

Тренинги могут быть полезными для выполнения конкретных задач и эмоциональной подпитки от коллектива. Об этом нужно помнить, чтобы не растерять себя в погоне за идеалом и не получить фрустрацию при отсутствии быстрого успеха. Психолог Виктория Поджио предостерегает, что на вере в чудодейственные техники играют недобросовестные тренеры, которым все равно, что с клиентом будет дальше.

«В большинстве из нас заложен страх не реализоваться, не достичь некоей планки, существующей в нашей голове, — ведь нас чуть ли не с самого детства сравнивают с другими, с теми, кто лучше и успешнее. Мы привыкли постоянно доказывать другим и самим себе, что чего-то стоим. Поэтому мы автоматически сравниваем себя с идеальной картинкой в блоге очередного гуру — и ставим себе "неуд". Существовать с негативной Я-концепцией, с негативным образом себя не очень комфортно, поэтому мы бросаемся на поиски чего-то, что поможет нам вернуть положительный образ Я.

Еще один момент — это так называемое магическое мышление. Тренинги обещают нам, что за один уикенд все может кардинально измениться. Вы станете совершенно другим — идеальным — человеком, потратив два дня и энную сумму денег. В это волшебное изменение, конечно же, отчаянно хочется верить — как будто есть некая кнопка, тайное знание, получив которое мы добьемся "всего и сразу".

Но любое серьезное, устойчивое изменение требует работы над собой, мотивации, вложенного времени и сил. Нередко волшебная таблетка, которую предлагают "быстрые" тренинги, — это набор достаточно жестких техник, снимающих внутренние защиты нашей психики. Эти барьеры блокировали какие-то внутренние боли, травмы. Теперь с ними придется столкнуться лицом к лицу, и они останутся после тренинга — непроработанные, незакрытые. И закрывать их нам придется уже самим, без волшебных таблеток и чудодейственных техник, и зачастую на длительной терапии у психолога».

" title="undefined" caption="true" />

«В большинстве из нас заложен страх не реализоваться, не достичь некоей планки, существующей в нашей голове, — ведь нас чуть ли не с самого детства сравнивают с другими, с теми, кто лучше и успешнее. Мы привыкли постоянно доказывать другим и самим себе, что чего-то стоим. Поэтому мы автоматически сравниваем себя с идеальной картинкой в блоге очередного гуру — и ставим себе "неуд". Существовать с негативной Я-концепцией, с негативным образом себя не очень комфортно, поэтому мы бросаемся на поиски чего-то, что поможет нам вернуть положительный образ Я.

Еще один момент — это так называемое магическое мышление. Тренинги обещают нам, что за один уикенд все может кардинально измениться. Вы станете совершенно другим — идеальным — человеком, потратив два дня и энную сумму денег. В это волшебное изменение, конечно же, отчаянно хочется верить — как будто есть некая кнопка, тайное знание, получив которое мы добьемся "всего и сразу".

Но любое серьезное, устойчивое изменение требует работы над собой, мотивации, вложенного времени и сил. Нередко волшебная таблетка, которую предлагают "быстрые" тренинги, — это набор достаточно жестких техник, снимающих внутренние защиты нашей психики. Эти барьеры блокировали какие-то внутренние боли, травмы. Теперь с ними придется столкнуться лицом к лицу, и они останутся после тренинга — непроработанные, незакрытые. И закрывать их нам придется уже самим, без волшебных таблеток и чудодейственных техник, и зачастую на длительной терапии у психолога».

Виктория Поджио, психолог