• Общество
  • 21.12.2018
  • 4 мин. чтения

Шесть сцен из жизни волонтеров

Шесть историй, рассказанных волонтерами «Норникеля» в спектакле «Путевые заметки», родились в результате экомарафона «ПонесЛось» — главного добровольческого детища компании. Все шесть историй — не вымысел, а реальные проекты, которые существуют в разных городах. И даже деньги, вырученные от представления, пойдут на один из них — приют для животных «Дом с хвостом» в Мончегорске. Спектакль рассказывает о том, что можно оставаться человеком в любых ситуациях, а чтобы дать надежду другому, достаточно малого.

Фото из архива организатора

«Тогда произошло чудо, а я стал его свидетелем»

...Андрей Ургант сидел в кресле, на самом краю пустой сцены, его шея была закутана в теплый шарф, ноги прикрыты клетчатым пледом. В руках — большая книга, те самые «Путевые заметки», которые он написал, путешествуя по всей стране следом за... Наверное, это неправильное начало для рассказа о том, что происходило в последующие полтора часа на сцене, но это было так искренне и неожиданно, что не упомянуть об этом нельзя.

Фото из архива организатора

Когда Андрей начал свой монолог, в зале стало очень тихо: он говорил и о спектакле, который должен вот-вот начаться, и о людях, которые сейчас появятся на сцене, и о том, как он сам стал одним из тех, кто помогает другим. На спектакль он прибыл прямо из Санкт-Петербурга, где еще вчера участвовал в благотворительном мероприятии, приехал со сломанной ногой. Ну, просто потому, что не мог этого не сделать.

Ургант рассказал о своем пути в волонтерство, об актерах, которые поразили его до глубины души, — детях, как говорят, «с ограниченными возможностями». «Вы не представляете, как талантливо они играли! Я обливался слезами радости и гордости. И за них, и за тех людей, которые помогали им выйти на сцену и раскрыться, не получая за это ни гроша». И о том, что никогда не видел более благодарной аудитории, чем ребята из хосписа, перед которыми выступал в первый раз. «Вы знаете, тогда произошло чудо, а я стал его свидетелем. Четверо из двенадцати детей, обреченных на смерть, выздоровели». После этого Андрей понял, что что-то изменилось внутри него самого.

У всех, кто в последующие полтора часа выходил на сцену, был свой путь, свои истории, приведшие их в волонтерское движение, свои драмы и свои победы, свой успех и свои разочарования. Публика слышала о погибающей от безразличия человека природе, пропавших без вести и всеми забытых солдатах, потерявших надежду больных людях, бездомных собаках.

Между искусством и волонтерством

Фото из архива организатора

Никто из героев, авторов и участников спектакля не является профессиональным артистом, но все они — волонтеры и объединены общим делом, точнее — делами. У каждого из них есть время, которое они выделяют для помощи другим, причем абсолютно бескорыстно.

Одни из них живут в Москве, другие приехали из Мончегорска, Читы и Норильска. Все они работают на разных предприятиях «Норникеля» и в разных должностях. Здесь есть кладовщик, ведущий специалист, бухгалтер, инженер-технолог, пиарщик, лаборант, кадровик и еще добрый десяток представителей совершенно обычных специальностей. Истории об их добрых делах легли в основу сценария спектакля, и они сами сыграли себя на сцене. А помогли им актер театра и кино Андрей Ургант, режиссер-постановщик спектакля Игорь Головин и ассистент режиссера Екатерина Головина.

«У собаки должно быть имя, это его оберег»

Итак, историй шесть. И у каждой — своя тема.

В историях «Что такое хорошо» и «Экологичная» говорили о том, как важно противостоять загрязнению природы и что можно сделать, чтобы мир вокруг стал лучше и чище. Получилось в меру назидательно, но совсем не занудно. Чего стоит один только рэп на браконьерскую тему и вольная трактовка чеховской «Чайки» — у волонтеров она получилась более чем необычной и весьма поучительной!

Фото из архива организатора

«Военная» история — о том, как волонтеры пытаются сохранить память о павших на Карельском фронте. Из 33 тысяч человек в Мончегорске после войны осталось всего 5 тысяч, и до сих пор многие горожане, ушедшие тогда на фронт, числятся пропавшими без вести. Актеры читали со сцены письма тех, кто так и не вернулся домой. Их они нашли сами во время поисковых операций.

В истории под названием «Больничные клоуны» шла речь о том, как важно дать больному человеку надежду и подарить немного радости. Волонтеры «Норникеля» работают не только в детских домах и больницах, они еще помогают семьям, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями. Актеры показали, как это сложно — хотя бы немного порадовать того, чья жизнь из-за болезни изменилась или подходит к концу. Из всех историй эта, наверное, самая трудная для восприятия. Во время сцены, когда в палату к тяжелобольному неожиданно прилетели бабочки, у многих зрителей на глазах были слезы.

Фото из архива организатора

«Это спектакль про любовь! Вы помните, как тот больной дяденька встал с кровати, когда прилетели бабочки?!!» / Зритель Алена, 6 лет, г. Норильск

Очень сильное впечатление на публику произвела история «У каждой собаки должен быть дом». Она поведала о том, как для бездомных животных в холодном Мончегорске был построен приют. Актеры от первого лица рассказали истории трех собак, оказавшихся на улице. Животным удалось сохранить жизнь благодаря работе волонтеров. «У собаки обязательно должно быть имя, это его оберег», — эта истина прозвучала от имени бездомного пса Грея. Не знаю, получилось ли у 5-летнего зрителя по соседству со мной уговорить родителей забрать Грея домой, но он был очень убедителен. Покидая зрительный зал, я увидела семью мальчика у сцены... В любом случае, есть надежда, что после спектакля «Дому с хвостом» удастся завершить ремонт вольеров, а в следующем году многие его питомцы найдут хозяев.

Фото из архива организатора

«Папа, вы мне обещали собаку! Давайте заберем Грея оттуда? Он ведь такой хороший, а его сбила машина. Я вам обещаю, что буду с ним гулять и его кормить». / Зритель Алексей, 5 лет, г. Москва

P.S. А теплый клетчатый плед, прикрывавший ноги Андрея Урганта, на самом деле оказался вынужденной импровизацией, а не удачной режиссерской задумкой. После завершения спектакля актер достал из-за кресла костыли и очень осторожно стал продвигаться на них к выходу из зала.