В Великобритании практикуют «медленный» подход к образованию

Его сторонники борются со стандартизацией школьной программы

Фото: iStock.com

Майк Гренье, учитель английского языка в одной из школ в городе Итоне (Великобритания), с 2012 года пропагандирует «медленное» обучение в школах. В основе его подхода идея о том, что ученик — это не пассивный получатель информации, а полноценный участник образовательного процесса.

Сторонники подхода настаивают на уменьшении объемов учебного материала, а также выступают против постоянных изменений в системе выпускных экзаменов GCSE (General Certificate of Secondary Education) и появления новых образовательных заведений. Они, например, не поддерживают создание университетских технических колледжей, где ученики в возрасте 14–19 лет помимо основной школьной программы осваивают технические предметы.

По мнению Майка Гренье, слишком насыщенные учебные программы и постоянные тестирования не позволяют школьникам полноценно усваивать материал. Куда эффективнее, на его взгляд, объяснять ученикам самые ключевые понятия и давать им время на самостоятельное изучение. «Медленное образование подразумевает создание прочных отношений между учеником и учителем, а также между учеником и учебным процессом», — поясняет Майк Гренье.

Изменить подход к образовательному процессу он решил после просмотра документального фильма о движении «Медленная еда» (Slow Food Movement). Его сторонники пропагандируют отказ от фастфуда и выступают за вдумчивое потребление качественных продуктов. Вместе с профессором Колорадского университета в Денвере (США) Морисом Холтом и музыкантом, консультантом по креативному образованию Джо Харрисоном-Гривсом они основали движение «Медленное образование» (Slow Education Movement). К слову, Морис Холт предложил практиковать медленное образование еще в 1960-е годы. А в 1985 году он защитил докторскую диссертацию «Практические и моральные аспекты изменения учебного плана» в Эксетерском университете.

«Интенсивность изменений означает, что колеса вращаются быстрее и быстрее, — говорит Майк Гренье. — Это похоже на работу двигателя с включенным ручным тормозом — в какой-то момент шестеренки разлетятся. Проблема в том, что некоторые из этих шестеренок — дети».

По предложению Майка Гренье и Джо Харрисона-Гривса медленный подход к обучению начали тестировать в средней школе Мэтью Мосса (Matthew Moss High School) в городе Рочдейле и в начальной школе церкви святого Силаса (St Silas Church of England Primary School) в Блэкберне. Так, в школе Мэтью Мосса ученики младших классов по субботам могут по желанию посещать занятия, которые проводят ребята постарше. Темы, которые преподают школьники, связаны не с учебной программой, а представляют личный интерес для наставников.

Сам Майк Гренье помимо школы в Итоне сотрудничает с государственными учреждениями в Юго-Восточной Англии. Правда, повсеместное внедрение медленного обучения, по его мнению, займет много времени, так как «есть много вещей, которые нужно предусмотреть». Это в том числе психическое здоровье детей и влияние на них социальных сетей.