«Экоклеймы вводят потребителей в заблуждение»

Руководитель отдела технического регулирования Unilever Евгений Смирнов — о псевдоэкологических маркировках на рынке ритейлинга

Фото: istock.com

Экологическая сертификация продукции в России остается делом добровольным, но товаров с так называемыми экоклеймами (подобие экомаркировок, не подкрепленное международными стандартами экологических сертификаций. — Прим. +1) становится все больше. Насколько охотно экологизируется российский бизнес? Об этом рассказывает Евгений Смирнов, руководитель отдела технического регулирования Unilever.

Согласно маркетинговым исследованиям, нынешние потребители охотнее покупают товары с экоклеймами. Соответственно, производители переходят на ярлыки, подтверждающие экологичность товаров. Согласно исследованию Nielsen, для 20% потребителей в России наличие экоклеймов на упаковке может повлиять на выбор косметического средства, причем почти 80% из них выберут средство с таким клеймом, даже если оно будет стоить дороже. Но дело в том, что обязательные требования для подтверждения экоклеймов в России отсутствуют. Изготовители вкладывают разный смысл в заявления об экологичности товаров на упаковках и используют для них самые разные подтверждения.

Существует множество органов по добровольной экосертификации, некоторые компании сертифицируют товар на соответствие внутренним стандартам, которые сами же и разработали.

Если сертификат соответствует стандартам серии ГОСТ Р ИСО 14021-14025, то это более ценный документ, у которого есть практическая значимость. Сертификат дает документальное подтверждение третьей стороны об экологических аспектах продукции, что является куда более существенным обоснованием, чем экоклейм, особенно в случае возникновения вопросов у потребителя. В каждой стране есть свои внутренние особенности экосертификации, но если мы говорим об общепринятых принципах, то раз уж добровольная сертификация проводится на соответствие стандартам ГОСТ Р ИСО 14021-14025, она не должна иметь существенных отличий от требований Международной организации по стандартизации (ISO — International Organization for Standardization).

Отсутствие законодательного поля об экоклеймах дает компаниям свободу маневра, но неимение общих правил игры таит в себе множество подвохов, отрицательно сказывающихся на работе. Перед изготовителем всегда стоит вопрос о способе подтверждения своего экоклейма, который каждый раз приходится решать самостоятельно и без гарантии, что со сформированным подтверждением согласится контролирующий орган рынка.

К плюсам экоклеймов можно отнести нарастающий спрос потребителя на информацию об экологичности товаров. К минусам — вышеописанные проблемы, связанные с различными подходами к экомаркировке, используемыми на российском рынке. Тем не менее конкуренты всегда будут вести себя по-разному, и некоторые из них будут совершать ходы, которые ответственные компании, дорожащие своей репутацией, себе позволить не могут.

Я бы рекомендовал потребителю искать на упаковке пояснения — дисклеймеры к заявлениям об экологичности товара. Стоит понимать смысл, который вкладывает изготовитель в указанную информацию. Если дисклеймер отсутствует, это может косвенно свидетельствовать о том, что производитель рассчитывает на двусмысленность экоклейма, вводя потребителя в заблуждение.