29.08.2019
3 минуты на чтение

Как управлять своим ЭКО

В начале августа компания IKEA запустила образовательное приложение по ответственному, экологичному образу жизни IKEA Better Living. Мы предложили экспертам по ответственному потреблению и экологии протестировать его и оценить, можно ли с помощью электронного проводника в мире полезных привычек сократить свой экологический след.

Фото предоставлено Ларисой Петраковой

Лариса Петракова, основательница магазина Zero Waste Shop

«Идея собрать важные экопривычки в одном приложении — отличная! Мне нравится, что приложение сделано с элементами игры и соревнования. Возможность получать бонусы за каждое положительно влияющее на окружающую среду действие делает переход к более осознанному образу жизни простым и привлекательным.

Я бы еще добавила совет покупать продукты питания в многоразовой упаковке (то есть на развес, в свою тару) или хотя бы обращать внимание, в какой упаковке товар? — стараться выбирать упаковку с минимумом пластика или ту, которая перерабатывается.

Что касается меня, то есть привычки, которые было изменить легко, и есть привычки, которые я пока не могу изменить. Мне легко брать с собой воду в многоразовой бутылке (я пью обычную кипяченую воду) и больше не тратить деньги на покупку воды в пластиковых бутылках. Легко было перейти на тряпичные сумки вместо одноразовых пакетов для покупок в магазинах. У меня всегда есть несколько сумок в машине или одна тряпичная в дамской сумке.

Легко покупать овощи и фрукты в многоразовые мешочки. Легко покупать на развес товары в свои контейнеры. Если я знаю, что мне сегодня надо в магазин, я утром беру контейнеры с собой и купленную еду кладу в них. Если я не знаю, что буду покупать, то беру несколько свободных контейнеров и мешочков, обычно их хватает. Если товар нельзя купить без упаковки (например, йогурт), я выбираю упаковку, которую можно сдать в переработку.

Что мне не очень легко делать — сдавать отходы на переработку. Я делаю это уже больше двух лет и до сих пор не всегда знаю, что можно сдать на переработку, а что нельзя.

Еще я не могу отказаться от поездок на машине, так как живу за городом. У меня есть свой магазин товаров без упаковки, я работаю с этим постоянно, но даже мне пока не удается всегда всю еду покупать в свою тару. Сегодня это сложно».

Фото предоставлено Марией Малороссияновой

Мария Малороссиянова, координатор проектов движения «ЭКА»

«Приложение поможет тем, кто делает первые шаги в экологичной жизни. В приложении очень простой и удобный интерфейс. Суть — помочь человеку жить более осознанно через повседневные действия. Совсем не сложно, например, отказаться от пакетов, использовать туалетную бумагу из макулатуры, экономить воду. И из этого складывается большая ответственность, влияющая на состояние планеты.

В приложении предусмотрена опция накопления баллов для использования их при покупке вещей, которые помогают делать жизнь экологичнее. Правила просты, бонусы приятны — в такую игру интересно играть в любом возрасте.

Сегодня многие люди хотят жить более осознанно: грамотно обращаться с отходами, экономить ресурсы, избегать лишних покупок и т.д., но не знают, с чего начать. IKEA Better Living как раз для таких людей».

Фото предоставлено Ириной Тельновой

Ирина Тельнова, эксперт Института экологии НИУ ВШЭ

«Инициатива ритейлера, безусловно, хороша. Приложение пропагандирует известную идею, что надо начинать с себя. Многие граждане хотят, готовы, но не понимают, как собственными силами внести вклад в „глобальную экологию“, как их простые усилия влияют на глобальные процессы. Интерактивное приложение помогает им в таком понимании.

Внедрение геймификации в экологию, по моему мнению, — очень свежий и интересный шаг. А интеграция бренда выглядит ненавязчивой и органичной. Привлечение внимания к простым вещам, формирование экопривычек у каждого гражданина — важное и необходимое условие в современных экологических реалиях.

IKEA уже известна как eco-friendly компания и сейчас сохраняет этот вектор для развития лояльности покупателей, одновременно формируя их экологическую ответственность.

Наиболее интересными для меня стали опции «чини» и «расставайся с вещами и жертвуй»: ненужным вещам надо дать шанс на вторую жизнь.

Движение к осознанности — наглядный пример того, как сейчас трансформируются основные дефиниции общества потребления. Это касается одной из ключевых категорий, выраженной глаголом „обладать“. Сейчас его содержание меняется на более „социалистическое“ — „использовать“, с вектором на шеринговую экономику. „Иметь во владении“ — дорого и неудобно, особенно то, в чем уже нет необходимости. При этом ненужная вещь может оказаться важной для кого-то еще, не оказаться на свалке общества потребления, а обрести вторую жизнь.

„Чинить“, а не „выбрасывать“ — это почти философия. Можно начать со старого комода, а закончить человеческими отношениями».