«Потребитель хочет покупать у социально ответственных»

О том, как изменилось сознание современного потребителя, когда на российском рынке появятся компактные средства для стирки, и что нас ждет в эпоху четвертой промышленной революции, корреспондент «+1» поговорил с президентом компании Henkel в России Сергеем Быковских.

Сергей Быковских
Сергей Быковских
Фото предоставлено компанией Henkel в России

— По данным Forbes, сегодняшний потребитель все чаще отдает предпочтение «устойчивым» брендам. Мы уже можем считать это устойчивой тенденцией?

— Думаю, можем. Еще несколько лет назад вопросы экологии, социальной ответственности, устойчивого развития были не столь важны на нашем рынке. Сейчас — да, мы видим, что важен не только функционал, но и социальная составляющая конкретного бренда. Потребитель хочет понимать, насколько компания, которая этот продукт производит, устойчиво развивается, и что делает для защиты окружающей среды. Он хочет совершать покупки на осознанном уровне. И этот рост самосознания в обществе происходит во многом, благодаря просветительской работе самих производителей.

— Например?

— Например, наша инициатива «Мир исследователей Henkel». Мы начинаем рассказывать об устойчивом развитии, охране окружающей среды детям уже с младшего школьного возраста. Ребята узнают о том, как проводить научные эксперименты, учатся делать выводы, обобщать информацию. Мы объясняем, что можно и нужно делать для бережного отношения к природе и ее ресурсам. Проект реализуется уже четыре года. Мы сумели масштабировать его в регионах — сегодня это Москва, Пермь, Саратовская и Ленинградская области, — привлекли сотрудников-волонтеров, которые провели занятия для почти трех тысяч школьников. Другой пример — программа «Послы устойчивого развития», куда вовлечен практически каждый второй сотрудник нашей компании. Пройдя соответствующий тренинг, коллеги передают свои знания другим — бизнес-партнерам, поставщикам, своим знакомым, способствуя популяризации принципов устойчивого развития.

— Если говорить о производственных процессах, возможно ли сейчас, при современном уровне мировой конкуренции, экономить ресурсы и при этом не жертвовать бизнес-интересами?

— Могу сказать, что именно так мы и ставим себе задачу. Наша стратегия устойчивого развития предполагает увеличение эффективности при трехкратном сокращении используемых ресурсов к 2030 году. И мы идем к этой цели последовательно. Например, используем системы, направленные на рециркуляцию воды: начав один раз использовать воду, повторно очищаем ее и запускаем обратно в цикл — это существенно снижает расход. Или, например, фосфаты. Они являются одним из наиболее известных компонентов, которые загрязняют водные ресурсы. Henkel полностью убрал их из состава всех чистящих и моющих средств. Мы также видим большие возможности в производстве компактных моющих средств. Это и уменьшенная дозировка, необходимая для эффективного очищения белья, и сокращение упаковки, и более оптимальное использование транспортных ресурсов, а значит и снижение выбросов CO2. Хотелось бы перейти на эту технологию в течение 2019 года.

— Успевают ли крупные производители встраиваться в так называемую четвертую промышленную революцию? Чем она грозит?

— Мы, фактически, уже находимся внутри нового технологического уклада. Скорость перемен, глубина трансформации действительно потрясающие: большие данные, «интернет вещей», искусственный интеллект. Индустрия 4.0 постепенно захватывает весь мир, хотим мы этого или нет. Это безусловно затрагивает и нашу компанию. С одной стороны, мы внедряем новые технологии, автоматизированные линии, работаем с большими массивами данных. А с другой — взаимодействуем с конечным потребителем, который тоже активно пользуется инновациями. Современные системы коммуникации дают уникальную, невиданную ранее возможность адресовать свои сообщения по продукту точечно, конкретному потребителю.

— Как новые технологии влияют на управление ресурсами?

— Приведу пример производства чистящих и моющих средств, где все предприятия объединены в единую систему контроля за ресурсами. Она фиксирует, сколько энергии или воды потребляет каждый завод, и выявляет возможности для оптимизации. К системе уже подключили завод в Перми, на очереди — производство в Энгельсе. Недавно я был на производстве косметической продукции в Ногинске, где раньше учет и анализ ошибок промышленных линий велся в бумажном журнале. На это уходило колоссальное количество времени. Сейчас используются планшеты, данные идут в режиме реального времени, люди быстрее анализируют и принимают решения. Недалеко то время, когда станет возможным автономно изменять производственные шаблоны в соответствии с необходимостью.

— Скажите, а на внутрикорпоративном уровне есть ли какая-то «зеленая» жизнь в компании?

— Конечно. У нас много инициатив даже на рабочем уровне. Сейчас мы запустили проект, который оптимизирует затраты и сокращает расход энергии. В компании принят стандарт по количеству принтеров на определенное число сотрудников, а для цветной печати может использоваться, допустим, только каждая десятая копия. Это критически сокращает объемы используемой бумаги, которая при этом должна быть вторичной переработки.