«Сохранение краснокнижных видов — дело государственной и общечеловеческой важности»

Алексей Книжников, руководитель программы по экологической политике топливно-энергетического комплекса WWF, рассказал +1 об угрозах, которые представляют собой разливы нефти, дноуглубительные работы и брошенные снасти для морских обитателей.

Алексей Книжников
Алексей Книжников
Фото: confspb.ru

— Многие виды морских млекопитающих занесены в Красную книгу России и находятся под охраной государства. Насколько велика угроза животным от хозяйственного освоения российского шельфа и добычи на нем ископаемого топлива?

— Нефтегазодобыча — это относительно новая и достаточно серьезная угроза для морских млекопитающих, обитающих в наших морях. Пока что добыча нефти на шельфе ведется в основном у берегов Сахалина, что составляет лишь около 4% от общего количества добываемых в стране углеводородов. Всем понятна угроза, связанная с разливами нефти: она затрагивает и птиц, и, в меньшей степени, морских млекопитающих. Но если птиц как-то можно попытаться спасти — отмыть и реабилитировать, то млекопитающим помочь практически невозможно. При этом воздействие нефти и нефтепродуктов на животных — не только прямое, но и опосредованное: через пищевую цепочку — если от контакта с нефтью пострадает кормовая база. К счастью, нефтеразливы на Сахалине случаются крайне редко, и мы не фиксировали таких серьезных воздействий на морских млекопитающих.

Потенциальная угроза для шельфов арктических морей, связанная с добычей сжиженного природного газа, — это дноуглубительные работы. Современные проекты требуют, как правило, крупных, тоннажных перевозок. Например, в рамках арктического проекта «Ямал СПГ» будут работать танкеры колоссального размера, до 250 тыс. тонн водоизмещения, и для того, чтобы подойти к терминалу, им потребуется большая глубина. Работы по углублению дна связаны с образованием большого количества взвесей, которые могут распространяться на десятки километров. Это оказывает воздействие на донные организмы, являющиеся кормовой базой для многих китов.

— Нефтедобыча связана еще и с интенсивным судоходством и шумовым загрязнением от сейсморазведки. Как влияют на животных эти факторы?

— Сейсморазведка — это обязательная процедура на начальном этапе разработки месторождения, и она не единожды выполняется по мере освоения запасов. От нее в первую очередь страдают киты: у них очень чувствительный слуховой аппарат, который к тому же является основой их жизнедеятельности. При этом воздействие на китов может быть как незначительное, так и серьезное — вплоть до временной потери слуха. Если из-за шума животные будут избегать своих сезонных кормовых площадок, то не смогут полноценно накопить жиры в летний период. Это тоже является предметом для беспокойства, потому что киты в зимнее время подвержены болезням. С подобной ситуацией мы столкнулись именно на Сахалине: так получилось, что самые крупные шельфовые месторождения расположены на ключевых пастбищах серых китов.

Нефтяные проекты на море действительно привлекают большие объемы судоходных операций, сейсморазведка тоже проводится с судов. Судоходство — это фактор беспокойства. Оно связано, помимо прочего, с риском непосредственного воздействия на китов — столкновения.

— Однако численность серых китов у берегов Сахалина растет. По последним данным экспертов Консультативной группы по западно-тихоокеанским серым китам (КГЗСК), сахалинская популяция ежегодно увеличивается на 3–4%. С чем это связано?

— Мы договариваемся с нефтяными компаниями, которые работают на шельфе Сахалина, о минимизации воздействия. В первую очередь меры включают в себя проведение сейсморазведочных работ в то время, когда концентрация китов у побережья минимальна, — в начале сезона, когда лед сходит, и поздней осенью, когда киты отплывают от шельфа. Поскольку там работают разные компании — «Сахалин Энерджи», оператор проекта «Сахалин-1» и другие, мы рекомендуем им не проводить сейсморазведку в один сезон. Это важно, потому что у берегов острова есть два основных пастбища китовых, и если мы отпугнем их сейсморазведкой с одного пастбища, у китов будет возможность питаться на другом.

Продолжение интервью читайте на + 1