СПЕЦПРОЕКТ Устойчивые города
16.12.2019

Устойчивость города — знак качества для инвесторов

О масштабном и технологичном движении европейских городов к системному улучшению качества среды рассказывает специалист в области устойчивого развития городов и климатической политики Мария Фалалеева.

Фото: istock.com

Для чего города становятся устойчивыми? С одной стороны — это забота о планете. С другой — городские администрации довольно прагматичны и понимают, что сейчас ни один город не может существовать без четкой стратегии. И городам Западной Европы эти шаги устойчивости даются достаточно трудно, ведь все очевидные и легкие решения (которые внедряются только в восточноевропейских городах) уже реализованы. Пришло время более глубоких трансформаций.

В Париже, например, старая инфраструктура и планировка веками формировали облик города, и нововведения не должны его разрушать, поэтому происходит активный поиск адаптивных решений. Там с недавнего времени введен закон, который обязывает делать крыши строящихся коммерческих зданий экологичными, то есть с установкой солнечных батарей или высадкой зеленых насаждений. В городе реализуется множество идей для устойчивости транспортной сферы. В рамках программы создания «зоны низких выбросов» в центральной части Парижа вводятся ограничения доступа транспорта с высоким уровнем выбросов, а с 2024 года въезд в город для транспорта, работающего на дизельном топливе, будет полностью запрещен. Когда инициатива обсуждалась, конечно, она не была популярной, были противники, однако теперь каждый представитель бизнеса, когда решает покупать себе следующую машину, задумывается и не берет дизельный грузовик. Планируется, что «зона низких выбросов» будет расширяться на весь город и пригородные территории, для достижения цели «город без бензиновых двигателей» к 2030 году.

На полях Климатического форума городов 2019 года Москва и представители группы C40 — международного альянса 94 городов, принимающих активные действия по охране климата, — подписали декларацию «Зеленые и здоровые улицы», направленную на снижение загрязнения воздуха. Москва присоединилась к 28 городам-лидерам, обязавшимся с 2025 года приобретать автобусы с нулевой эмиссией, а к 2030-му — освободить от выхлопных газов большую часть своей территории. Между тем в российской столице не будут ограничивать въезд в город для личных автомобилей, как уже поступили во многих европейских столицах — например, в Лондоне, Брюсселе и Мадриде.

«Сегодня столица уверенно движется к цели 2030 года. Благодаря комбинации мер в сфере транспорта и экологии загрязнение вблизи автотрасс стабильно снижается: концентрации оксида углерода стали меньше на 60 %, диоксида азота — на 6 %, оксида азота — на 57 %, диоксида серы — на 50 %. Снижение происходит как в зоне ТТК, так и в зоне МКАД», — рассказала корреспонденту +1 Полина Захарова, глава ГПБУ «Мосэкомониторинг».

Сегодня многие города берут на себя обязательства, согласно которым до 2030 года весь муниципальный транспорт будет работать на топливе без выбросов парниковых газов, а это в основном электрический транспорт, включая транспорт с водородными двигателями. А если городской транспорт переведен на электричество, то расширяется сеть зарядных станций, и жители начинают более охотно покупать электромобили. Большую роль в Европе играет соглашение мэров, когда города объединяются и берут на себя обязательства по развитию климатических стратегий и снижению выбросов СО2.

В Амстердаме активно развиваются шеринговые платформы и проекты. И не только среди граждан, но и на уровне бизнеса. Вообще, циклическая экономика стала важным трендом столицы Нидерландов. Поддерживаются связи между бизнесами, нацеленными на то, что отходы одного производства могут стать ресурсом для другого.

Среди европейских городов есть титул — «Зеленая столица Европы» (European Green Capital Award). Специальная комиссия ежегодно присуждает его городу, который уже ведет работу в области устойчивого развития. Но получить титул недостаточно, город в течение года должен доказать свой статус, реализуя все больше «зеленых» инициатив.

Первый раз, в 2010 году, «зеленой столицей» стал Стокгольм, а в 2019-м — Осло. Власти столицы Норвегии реализовали большую программу по реновации водной сети и ревитализации рек. Она позволила создать в городе более устойчивую систему сточных вод и защиты от наводнений, а также увеличить доступ людей к водоемам.

Кроме того, Осло сократил эмиссию парниковых газов почти на 40 % по сравнению с 1990 годом, и взял на себя обязательство стать углеродно-нейтральным к 2050-му. Осло считается столицей электрического транспорта, он вышел на нулевую эмиссию общественного транспорта. Сегодня 60 % автомобилей, которые продают в городе, —электрические. В Осло активно используется биогаз — продукт переработки мусора. В городе создана партнерская сеть, куда входят бизнес, НКО, общественность и администрация. В сети активно обсуждается и реализуется климатическая повестка. Средства на мероприятия по борьбе с изменением климата заложены в столичный бюджет.

Зачем городам климатическая, экологическая повестка? Они видят в этом политический престиж и новые возможности для инвестиций. Если город получил звание «зеленой столицы», то он переходит в статус передового. Это знак качества: в городе можно вести бизнес, в него можно инвестировать, в него можно переехать жить.

Нашим городам необходимо понимание, что устойчивость — это не просто абстрактные действия в отношении охраны природы, а качество среды, благосостояние и здоровье людей и качество будущего развития, в том числе финансовых инвестиций. За последние 20 лет изменение климата активно обсуждалось во всем мире, об этом знают практически все. В России эта тема только недавно стала заполнять медиапространство. Бизнесмены, считающие, что экология противоречит их интересам, должны видеть в этом направлении выгоду и понимать, что это будущее. Комплексные изменения способствуют прибыльности экологических инвестиций.

На что обратить внимание мэрам

Мобильность. Все чаще в урбанистике применяется термин «мобильность», постепенно подменяющий словосочетание «транспортные системы». Сама по себе концепция предполагает, что во главу угла ставится организация передвижения по городу — иногда без использования транспорта или на его экологичных видах: электрокары на ВИЭ, гибридно-водородные автобусы, велосипеды, электросамокаты.

«Умные» технологии. Растет использование «умных» технологий — и для наблюдения за качеством среды, и для того, чтобы использовать экологичные решения было удобно. Например, если мы точно знаем, что можем рассчитывать на общественный транспорт и не будем его ждать, то есть вероятность, что мы не будем использовать машину, а поедем на общественном транспорте. «Умные» системы наблюдения могут включать, например, систему датчиков регистрации состояния окружающей среды и системы раннего оповещения о неблагоприятных климатических условиях и загрязнении воздуха.

Менеджмент отходов. Базируется на разделении мусора, сокращении его объемов. И это то, чем действительно европейские города во многом отличаются от наших, потому что там эти процессы идут активно уже много лет. Также связано с потреблением развитие шеринговых систем, начиная от совместного использования машин до системы секонд-хендов и банков еды, как в Берлине. Одна из острых проблем современных городов — люди выбрасывают слишком много еды, ее можно и нужно перераспределять.

Зеленые каркасы. При формировании водно-зеленых каркасов одной из ключевых задач становится создание эффективной и непрерывной городской подсистемы, выполняющей свои экосистемные функции.

Многофункциональная городская среда. Поскольку пространство города ограниченно, важно сделать среду более функциональной, чтобы зеленые территории сочетались с общественными пространствами и при этом могли служить транзитными транспортными коридорами.

Зеленые инвестиции. Когда город может выдавать гранты и организовывать инвестиции таким образом, что они пойдут именно в «зеленые» технологии, постепенно городские бюджеты начинают учитывать этот фактор устойчивости. Сам процесс принятия решений становится более открытым, потому что применение многих устойчивых технологий и методов возможно только в том случае, если вся городская система изначально будет создаваться в содружестве и кооперации с жителями.