Движение по кругу

Глобальные бизнес-игроки, отдельные государства и регионы переходят на замкнутые циклы производства. Старший вице-президент UPM Raflatac на Ближнем Востоке, в Европе, Индии и Африке Массимо Рейнаудо рассказал +1 о перспективах, способах и национальной специфике внедрения решений циклической экономики, разработках компании в сфере этикетирования и упаковки, а также коренном переломе в психологии потребителей, который происходит сегодня.

Фото: photos.mandarinoriental.com

Утилизация отходов — один из главных вызовов XXI века. Только пластикового мусора ежегодно выбрасывается в океан более 8 млн тонн. Концепция циклической экономики — многообещающее решение проблемы. Как бизнес-игроки становятся драйверами перехода к замкнутым циклам? Что ими движет?

Циклическая экономика находится на повестке дня уже пару лет. Однако именно в последние месяцы наблюдается кардинальный перелом в отношении общества к проблеме пластикового загрязнения. Важно, что в январе Евросоюз принял стратегию по сокращению объемов и переработке отходов из пластика. (К 2030 году весь упаковочный материал на рынке ЕС должен будет подлежать вторичной переработке. В портах европейских городов будут созданы пункты сбора пластиковых отходов из моря. — Прим. авт.)

Глобальные бренды — Coca-Cola, Unilever, Nestle и другие — ставят перед собой цели в области отказа от пластиковой упаковки. Многие страны утверждают пакеты мер и планы действий по развитию циклических бизнес-моделей. Например, компания Unilever обязалась к 2025 году сделать всю свою пластиковую упаковку перерабатываемой и подлежащей вторичному вовлечению в производство. Coca-Cola в январе заявила, что к 2030 году будет собирать и перерабатывать эквивалент 100% своих упаковочных материалов.

Пункт приема бутылок Coca Cola
Пункт приема бутылок Coca Cola
Фото: emtalks.co.uk

При производстве этикеточных материалов мы, прежде всего, думаем об экологической устойчивости. Поэтому совершенно естественно, что мы находимся в авангарде инноваций на пути разработки оптимального циклического решения в сфере упаковки. С учетом нашей корпоративной стратегии Biofore, у нас есть потенциал, чтобы воплотить эту амбицию в жизнь.

В первую очередь компании должны проанализировать свою производственно-сбытовую цепочку и воздействие продукта на окружающую среду на протяжении всего его жизненного цикла. Затем на основе экодизайна мы можем найти способы для снижения количества отходов и экоследа продукта, популяризации переработки и вторичного использования.

Как выбрать безопасную упаковку: инструкция

Внедрение замкнутых циклов открывает новые возможности для рынка труда. Согласно оценкам британской организации Waste and Resources Action Programme (WRAP) за 2015 год, в Европе в деятельности, так или иначе связанной с циклической экономикой, занято более 3 миллионов человек. Столько же новых рабочих мест в этой сфере может появиться к 2030 году. Как Вы считаете, потребуется ли в будущем развитие образовательных программ с данным фокусом?

Циклическая экономика станет неотъемлемой частью образования так же, как и устойчивое развитие в целом. Что касается сферы бизнеса, почти каждое подразделение в компаниях будет играть свою роль в развитии замкнутых циклов: от стратегического планирования, поиска ресурсов и научных исследований и разработок до производства, логистики, маркетинга, работы с клиентами и продаж.

В UPM Raflatac мы проводим тренинги для наших сотрудников и клиентов на тему циклической экономики и решений для конечных потребителей. Естественно, появятся и специальности, непосредственно связанные с замкнутым циклом, но ведущие компании будут интегрировать соответствующие функции в должностные обязанности большинства сотрудников.

Как инфраструктура и национальная система обращения с отходами влияют на подход UPM Raflatac к развитию циклической экономики в разных странах, в частности в России? Можно ли назвать решения, предлагаемые в этой области, универсальными? Или их нужно разрабатывать и внедрять в соответствии с уникальными условиями каждой отдельной страны или региона?

Различия на уровне законодательства и систем обращения с отходами бывают значительными. Кроме того, многие компании внедрили свои собственные решения на местах. Поэтому реализация нашей программы Rafcycle — инновационной концепции утилизации бумажной подложки, с помощью которой отходы производства получают новую жизнь, — происходит на индивидуальной для каждой страны основе. Мы внедряем Rafcycle там, где это дает определенные преимущества: позволяет улучшить экологические показатели благодаря отказу от вывоза мусора на свалку и сократить расходы.

Главный вызов для UPM в вашей стране — это расстояние до объектов программы утилизации Rafcycle, которые расположены в Центральной Европе.

Продолжение интервью читайте на +1