09.11.2016
3 минуты на чтение

Евгения Чистова: «Поиск оптимальных решений — вот мантра социально ответственного бизнеса, который играет «в долгую»

Руководитель направления корпоративной и социальной ответственности ПАО «Вымпелком» Евгения Чистова рассказала +1 о реализации корпоративной социальной ответственности через ассистивные технологии для людей с ограниченными возможностями слуха и зрения.

— Как связаны социальные программы «Вымпелкома» с его текущими бизнес-операциями?

— Мне кажется довольно странным, когда корпоративная ответственность не вписана в бизнес и используется только как маркетинговый, PR или GR инструмент. Для бизнеса удачная социальная программа служит источником новых идей и роста. Хороший пример здесь — наша программа развития ассистивных технологий. В 2006 году мы стартовали с этим направлением в Екатеринбурге, откликнувшись на предложение клиента, председателя местного общества глухих. Оказалось, что люди с ограниченными возможностями слуха во всех тарифных планах оплачивают звонки, которые им не нужны, ведь они общаются только посредством смс. В ответ мы предложили тарифный план для слабослышащих, оценили рынок (порядка 13 млн человек), изучили зарубежный опыт и начали создавать доступную среду через мобильные и цифровые технологии. А это и есть суть нашего бизнеса. Сейчас мы предлагаем обслуживание на жестовом языке в наших офисах и запускаем пилотный проект сурдоперевода по модели Uber. Это приложение объединит сурдопереводчиков, и любой из них, свободный онлайн, поможет слабослышащему клиенту объясниться с консультантом.

— Развивалась ли эта программа вне коммерческой составляющей?

— С социальными проектами по-другому нельзя — вы начинаете с разработки продуктов и услуг, оттачиваете сервис, затем смотрите шире — на ситуацию в целом. Вы оцениваете свои возможности и, как следствие, рождаются созвучные партнерские проекты. На протяжении семи лет «Билайн», совместно с фондом «Мир и Любовь», является партнером уникального для России инклюзивного Фестиваля Глухих, собирающего ежегодно 15-20 тысяч человек. Недавно в Москве и еще 60 городах России был представлен проект «Услышь меня». Это первый полнометражный документальный фильм о глухоте, который дал старт большой кроссплатформенной программе, рассчитанной на 3 года. Мы выступили партнерами его московской премьеры.

— Анализ потребностей людей с ограниченными возможностями приносит пользу бизнесу?

— Поиск оптимальных решений — вот мантра социально ответственного бизнеса, который настроен на игру «в долгую».
Совместное исследование с Всероссийским обществом слепых показало, что слабовидящие люди — одни из самых активных пользователей мобильного интернета и мессенджеров. Мы и предположить не могли, насколько гаджеты важны для их повседневной жизни. Они перемещаются по городу с навигатором, фотографируют показатели коммунальных счетчиков для социальных работников, делают «селфи» при покупке одежды, чтобы близкие оценили выбор. Оказалось, мы можем осязаемо улучшать качество жизни людей. А четкая взаимосвязь с бизнесом гарантирует, что социальные программы не сократят как непрофильные при первой же кризисной ситуации. Важные для общества услуги, проекты и сервисы будут работать дольше и эффективнее.

— Некоторые модели КСО имеют мало общего с бизнес-целями компании. Например, совместная с поисковым отрядом «Лиза Алерт» программа поиска пропавших людей.

— Мне кажется, тут стоит посмотреть чуть глубже и оценить, чем оператор может помочь в решении проблемы, и как эта помощь отзовется в каждой конкретной жизни. Это касается партнерства с «Лиза Алерт» и, например, с фондом «Вера». Сегодня среднестатистический клиент мобильного оператора — это человек, у которого в жизни много забот. Он балансирует между работой и семьей, ему катастрофически не хватает времени. Со всем этим он пытается справиться, не в последнюю очередь, с помощью мобильных технологий. И если мама с болезнью Альцгеймера забыла дорогу домой, или подросток не пришел из школы, то после звонка в полицию, следующий звонок — мобильному оператору. И мы должны быть к этому готовы. Это все та же клиентская стратегия — быть частью решения, а не проблемы.

— Каков эффект от подключения вашей компании к поиску потерявшихся людей?

— С 2012 года, когда мы открыли горячую линию «Лиза Алерт» 8-800-700-54-52, количество сообщений о пропавших выросло на 60%. Люди используют бесценное время — первые три часа после получения сигнала о пропаже.
Но наша стратегическая задача — создать и запустить мобильные сервисы и механизмы взаимодействия, которые будут решать проблему системно.