Фёдор Мурачковский: «Сейчас такое время — люди не хотят покупать дороже, но готовы помогать деньгами»

+1 поговорил с генеральным директором и сооснователем крупнейшей в России краудфандинговой платформы Planeta.ru о крауд-технологиях в сфере благотворительности.

Федор Мурачковский
Федор Мурачковский
Фото предоставлено Planeta.ru

— Фёдор, можете ли вы оценить объемы и темпы развития российского рынка краудфандинга?

— Динамику развития краудфандинга в России лучше всего демонстрируют цифры: годовой объём средств, привлечённых Planeta.ru, в течение 4 лет вырос почти в 40 раз. На нашей платформе успешно реализовано более 2300 проектов, а общая сумма сборов перевалила за полмиллиарда рублей. Учитывая, что Planeta.ru является абсолютным лидером в нашей стране, можно сказать, что краудфандинг развивается весьма динамично.

Школа краудфандинга
Школа краудфандинга
Фото предоставлено Planeta.ru

— Есть ли у Planeta.ru собственная программа корпоративной социальной ответственности?

— В 2012 году на нашем сайте появилась категория «Благотворительность», созданная в рамках долгосрочной социальной программы «Планета добрых людей». Теперь это целый раздел, где на льготных условиях мы размещаем инициативы благотворительных организаций. Сейчас их на портале уже 142. Они платят минимально возможную комиссию, могут продлевать сбор средств. И многие люди поддерживают только такие проекты. Ещё в разделе собраны материалы, полезные для самих НКО: анонсы и новости благотворительности, информация фондов. Мы также активно привлекаем бизнес к совместным проектам с НКО. Наши сотрудники вовлечены в волонтёрскую деятельность.

Фото предоставлено Planeta.ru

— А что даёт бизнесу участие в благотворительных проектах?

— Краудфандинг для предпринимателей — элемент социального маркетинга. Когда компания предоставляет свои товары или услуги в благотворительные проекты, она уже зарабатывает будущих клиентов и создаёт себе позитивный имидж. Например, «МегаФон» в 4 раза увеличивает сумму каждого взноса для ряда благотворительных инициатив. Поддержка крупного бренда повышает доверие. К тому же, человек видит, как его 100 рублей превращаются в 400, а 250 — в 1000. Помощь становится более значимой и привлекательной. В итоге растёт не только интерес пользователей к проекту, но и лояльность аудитории к компании.

Фото предоставлено Planeta.ru

— Представлены ли на «Планете» социальные предприниматели, которые находятся на стыке бизнеса и благотворительности?

— Таким проектам у нас отведена отдельная категория. Здесь изначальной задачей является решение социальной проблемы. Такой предприниматель на 100% вовлечён в КСО. Совсем недавно мы запустили первый в России магазин товаров социальных предпринимателей совместно с Институтом развития Интернета, Ассоциацией социального развития и фондом «Наше будущее». И вы знаете, обнаружили интересный факт. Чтобы дополнительно поддержать проект там есть опция «Купить дороже», но используют её крайне редко. Людям больше нравится купить что-то по стандартной цене и дополнительно перечислить в поддержку соцпредпринимателя небольшую сумму. Наверное, сейчас такое время, когда люди не хотят покупать дороже, но им приятно чувствовать себя благотворителями, которые помогают встать на ноги новому бизнес-проекту.

Фото предоставлено Planeta.ru

— В чем особенности краудфандинга благотворительных проектов? Какова его эффективность?

— Мы всегда размещаем такие проекты на льготных условиях. Но ставить знак равенства между благотворительным краудфандингом и обычной благотворительностью нельзя. Потому что собственно краудфандинг — это поддержка проекта за вознаграждение. Спонсоры должны получить что-то приятное взамен. В благотворительных проектах есть масса интересных вознаграждений: бизнес легко идет навстречу НКО, предлагая для проектов свои товары и услуги. «Звёздные» попечители фондов предоставляют эксклюзивные лоты, и пользователи активно их приобретают. Что же касается эффективности, то, на мой взгляд, самое важное в краудфандинговых проектах — это наличие интересной многим идеи и харизматичность авторов. С идеями у благотворительных проектов проблем нет: все понимают, как важно купить лекарства или открыть инклюзивный детский сад. А вот авторы, готовые зажечь толпу, попадаются не всегда. Но, если хочешь добиться успеха — работай. А работа над краудфандинговым проектом вовсе не заканчивается с его запуском — наоборот, она только начинается!

Фото предоставлено Planeta.ru