04.03.2019
1 минута на чтение

ВЦИОМ: 62% россиян не верят в возможность ведения честного бизнеса

По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), больше половины граждан — 62% — не верят в то, что в России можно честно заниматься частным предпринимательством. Основными препятствиями к открытию своего дела в обществе считаются большие налоги (25%), бюрократия (22%), серьезные финансовые затраты (16%), а также коррупция (9%), административные барьеры (8%) и отсутствие поддержки со стороны государства (7%). Об этом сообщает Интерфакс.

Фото: Unsplash/rawpixel

Как отмечает ВЦИОМ, несмотря на то что в возможность ведения честного бизнеса большинство россиян по-прежнему не верят, по сравнению с 2007 годом отношение к частному бизнесу улучшилось: доля скептиков снизилась на 7%.

«Сомнения в том, возможно ли в современной России вести честный бизнес, пока не преодолены. Но отношение к предпринимательству как профессии, к его социальным эффектам стало существенно лучше, чем прежде. Особенно ярко позитивный тренд характеризует отношение россиян к малому и среднему бизнесу», — комментирует данные опроса генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.

В целом к предпринимательству в России 89% граждан относятся положительно, доля отрицательно настроенных граждан составляет лишь 6%. Наиболее позитивно к бизнесу относятся россияне в возрасте 25–34 лет (95%). По сравнению с 2009 годом отмечается существенная положительная динамика: тогда о своем хорошем отношении к малому и среднему бизнесу заявили 79% респондентов, негативно высказались 13% опрошенных.

«Вероятно, надежды на помощь и поддержку государства в нынешних условиях настолько ослабли, что развитие предпринимательства видится не таким уж фантастичным способом улучшения экономической ситуации в стране. Осталось, по мнению респондентов, только побороть высокие налоги и бюрократию», — заметил Федоров.

Уровень предпринимательской активности меняется. Согласно последнему опросу доля желающих открыть свой бизнес составляет 25%. А оценивающих подобную перспективу как нежелательную — 63%. В то же время уже 10% опрошенных россиян сообщают, что у них есть свой бизнес. В 1991 году этот показатель составлял всего 2%. Большую заинтересованность в этом вопросе проявляют мужчины — 14%, люди с высшим образованием (13%), в возрасте 45–59 лет (16%), жители Москвы и Санкт-Петербурга (17%).

Участие в опросе ВЦИОМ приняли 1600 респондентов в возрасте от 18 лет из 46 регионов России.