Пожиратели времени

Facebook, YouTube и Netflix обвиняются в использовании неэтичных инструментов влияния

Фото: freepik.com

Специалисты в области цифровых технологий называют время и внимание наиболее ценными ресурсами в современном мире — в борьбе за них используются самые эффективные инструменты. Пользователи, неспособные оторваться от экрана гаджета, становятся «жертвами» каптологии — так называются «невидимые» механизмы убеждения и научная дисциплина, занимающаяся их изучением. Об этом пишет AFP.

Термин «каптология» (captology), который придумал в 1996 году ученый Б. Дж. Фогг, основан на аббревиатуре CAPT — computer as persuasive technology («компьютер как технология убеждения») — и созвучен слову captive («пленный», «пленник»).

«Экономия на масштабе и сетевые эффекты отдали контроль над этими инструментами в руки очень небольшого числа исключительно влиятельных компаний. Их главный стимул — необходимость "потреблять" все больше и больше внимания пользователей для извлечения максимальной прибыли», — заявляет ученый Дэвид Розенталь в исследовании Центра Пью.

С такими технологиями люди сталкиваются ежедневно: это прокручивание ленты Facebook или функция автовоспроизведения на сайтах YouTube и Netflix, где одно видео сразу же сменяется другим. Цель — удержать посетителя на платформе, показать ему партнерскую рекламу и лучше понять его вкусы и привычки.

Проектировщик пользовательских интерфейсов (UX-дизайнер) Ленек Форе совместно с другими специалистами разработал новый метод, позволяющий оценить, является ли «каптологический» элемент того или иного приложения «этически оправданным».

UX-дизайнер Гарри Бригналл отмечает, что интерфейсы разрабатываются таким образом, чтобы заставить пользователей делать то, чего они, возможно, и не хотели делать. Такие взаимодействия специалист называет «темными паттернами». «Вы можете очень-очень легко заставить людей нажать "ОК", но как человек может уклониться от этого, как он может сказать "нет"?» — говорит Гарри Бригналл. По его словам, даже ему, профессионалу, может потребоваться на это не менее минуты.

Ленек Форе считает, что цели разработчиков и пользователей должны в значительной степени совпадать, а информация — доставляться клиенту просто и напрямую. Но если интерфейс манипулирует пользователем, перенаправляет его и выдает информацию, о которой он не просил, то это должно классифицироваться как безответственная разработка.

Французский студент-инженер Тим Криф разработал расширение для браузера под названием Minimal, которое скрывает «вредные» предложения, размещенные на популярных сайтах. По словам Крифа, подобная инициатива может заставить крупные интернет-платформы задуматься о том, что их интерфейс доставляет пользователям неудобства.

Изабель Фальк-Пьерротен, ранее возглавлявшая Национальную комиссию Франции по информационным технологиям и гражданским свободам, также считает, что дизайн может быть использован для достижения положительных изменений, как и для того, чтобы не допустить превращения людей в «игрушку» разработчиков.

Ситуация вызывает озабоченность у властей Евросоюза. Так, недавно в ЕС ввели правила, согласно которым веб-сайты должны получать согласие пользователей для сбора их личных данных.