Технологии помогут городам справиться с последствиями массового туризма

Они позволят управлять потоками посетителей и развивать инфраструктуру

Фото: Unsplash/freestocks.org

Экономическая глобализация, рост доходов жителей развивающихся стран, билеты по сниженным ценам и услуги по краткосрочной аренде жилья — все эти факторы за последние 10 лет способствовали бурному развитию туризма в мире. Однако для многих городов это обернулось инфраструктурными, экономическими и экологическими проблемами, говорится в материале Армана Табатабая для издания TechCrunch. Из-за этого получил широкое распространение термин overtourism (дословно — «чрезмерный туризм»). По мнению Табатабая, власти должны отказаться от часто применяемой политики ограничения туристических потоков и использовать для управления ими современные технологические возможности, снижая негативное воздействие на окружающую среду.

Всемирная туристская организация ООН (UNWTO) сообщила, что число туристов в 2017 году выросло на 7%, что существенно выше показателя в 4%, который фиксировался постоянно с 2010 года. Все это привело к переполненности многих городов, жители которых сталкиваются с такими проблемами, как загрязнение и повышение цен на товары и жилье. В Китае и других развивающихся странах наблюдается значительный рост среднего класса, который продолжится и в будущем.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), мировой средний класс вырастет с 1,8 млрд в 2009 году до 3,2 млрд к 2020-му и составит 4,9 млрд в 2030 году. Всемирная туристская организация прогнозирует увеличение числа поездок иностранных туристов с 1,3 млрд до 1,8 млрд к 2030 году.

Все больше городов пытаются ограничить число приезжающих. Для этого применяются разные меры, в том числе — туристический налог и введение жестких количественных лимитов на число туристов. Но, как подчеркивается в докладе UNWTO, посвященном массовому туризму, негативные последствия связаны далеко не только с числом посетителей. В значительной степени они обусловлены сезонностью, поведением приезжающих и местного населения, а также функциональными возможностями городской инфраструктуры. Города с небольшим числом туристов могут сталкиваться с такими же проблемами, как и те, в которые прибывают миллионы посетителей.

Табатабай высказывает мнение, что городским властям необходимо сосредоточиться на технологических решениях, которые помогут управлять поведением туристов и позволят трансформировать инфраструктуру без снижения доходов, приносимых отраслью. Для этого необходимо использовать возможности, предоставляемые интернетом вещей (IoT) и концепцией «умного города», предполагающей интеграцию информационных и коммуникационных технологий для управления транспортом, сферой услуг, энергоснабжением, коммунальными службами, образовательными и медицинскими учреждениями, повышение энергоэффективности и снижение выбросов. Уже сейчас во многих городах используются подключенная инфраструктура, лидарные датчики, высококачественный широкополосный доступ в интернет и обширные хранилища данных, которые облегчают решение проблем, связанных с заторами на дорогах.

Что касается пробок, говорит автор статьи, существуют компании, применяющие геотрекинг и другие технологические решения «умного города» для управления заторами, в том числе в местах проведения мероприятий и по соседству с гипермаркетами. По мнению Армана Табатабая, власти городов могут использовать такие же стратегии, чтобы регулировать потоки туристов и местных жителей.

Современные города применяют различные методы, чтобы стимулировать использование менее загруженных маршрутов, а также распределять потоки людей на определенное время. Применяются оповещения о пробках на основе данных непрерывного мониторинга, «умные» графики продажи билетов, электронные гиды по самым известным маршрутам.

Лондон и Антверпен разрабатывают систему отслеживания и контроля за туристическими потоками, позволяющую направлять посетителей в определенные места в оптимальное время. В других городах гиды на основе технологий дополненной реальности дают указания туристам с учетом данных о загруженности дорог и «наполненности» достопримечательностей людьми.

Арман Табатабай отмечает, что градостроители могут использовать упомянутые технологические решения для оптимизации городской инфраструктуры с учетом долгосрочных потребностей и демографических изменений. Речь идет о совершенствовании планировки, районирования, практик землепользования, более рациональном размещении гостиниц и магазинов, оптимизации структуры улиц, которая в том числе предполагает расширение тротуаров.

Автор статьи подчеркивает, что одних технологий «умного города» недостаточно для решения всех проблем, связанных с массовым туризмом, — например, если речь идет о доступности жилья.

Как отмечает Табатабай, туризм — один из крупнейших источников доходов для городских бюджетов, и поэтому попытки его ограничить могут негативно сказаться на развитии городов и их инфраструктуры. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, в 2017 году только международный туризм принес прибыль $1,6 трлн, а в 2016 году в мировой экономике на сектор путешествий и туризма приходилось 1 рабочее место из 10.