Три IT-конкурса для умников и умниц

Эксперты утверждают, что свободное владение информационными технологиями — обязательная компетенция специалиста будущего. А значит, компьютерная грамотность требуется и нынешним школьникам, и их учителям. +1 представляет обзор трех онлайн-конкурсов, которые помогут им не только повысить свой уровень, но и улучшить инфраструктуру интернет-образования.

Фото: dag.life

У нас будет свой интернет

Конкурс школьных онлайн-проектов «Классный интернет» проводится компанией «Ростелеком», для которой повышение компьютерной грамотности населения — важная часть социальной ответственности. Организаторы год за годом доказывают, что Сеть может и должна стимулировать как обогащение технических знаний школьника, так и его желание развивать онлайн-среду. Учителям «Классный интернет» дает возможность реализовать свою потребность в творчестве, поделиться собственными разработками и в перспективе дорастить их до полноценного продукта. И те, и другие учатся работать единой командой.

В 2017 году состязание посвящено теме «Интернет-технологии в образовании». Участники должны представить сайты и приложения, упрощающие процесс обучения. Конкурс проводится по четырем номинациям: «Обучающие сайты», «Приложения и игры», «IT-Исследования», «Скрайбинг» (визуализация сложных смыслов простыми образами). К участию принимаются уже действующие интернет-проекты с активной гиперссылкой, работающие не менее одного года.

«Проект „Прогулки по Петербургу. Свой взгляд на город“ сначала был оформлен в виде мультимедиа презентации. По мере освоения мной и моими учениками технологий Web 2.0 и Google сервисов, пришло решение создать сайт на основе материалов, собранных нами в процессе работы над „Прогулками...“. Так появился наш сайт „Моя экскурсия“», — рассказывает победительница самого первого конкурса Алла Крутоверцева, преподаватель информатики из Санкт-Петербурга, которая с 2009 года ведет творческую группу, создающую учебные проекты.

Почувствуй себя инженером

Конкурс «Конструируй! Исследуй! Оптимизируй!» проводится с 2005 года в феврале — марте в трех возрастных категориях — для младших, средних (5–7 классы) и старших школьников. Его цель — развить интерес учащихся к точным наукам и научно-исследовательской деятельности, повысить их уровень знаний о компьютерных технологиях и о том, как они применяются в различных областях знаний. Организаторы — Институт продуктивного обучения Российской академии образования и журнал «Компьютерные инструменты в образовании».

Каждый конкурсант получает доступ в личный кабинет на сайте и три творческих задания-лаборатории, для выполнения которых участнику нужно изучать литературу, консультироваться со школьными преподавателями, задействовать изобретательность и смекалку. В отличие от привычных школьных задач здесь нет единственно верного ответа. Участники подбирают наиболее оптимальные решения в предложенной ситуации — например, создать такую схему городского освещения, при наименьшем числе фонарей будет освещена наибольшая площадь. Для самых любознательных на сайте конкурса также приводятся разборы заданий прошлых лет.

Цифровой ветер

Международный конкурс для школьников и студентов проходит с 2002 года на базе Саратовского государственного технологического университета. В 2017 году в нем участвовали 5042 работы из России, Беларуси, Армении, Казахстана, Китая, Вьетнама, Германии, Чехии, Словакии, Болгарии, Финляндии, Молдовы, Украины и Пакистана, а финалистами стали 105 участников в возрасте от 7 до 25 лет.

Своими навыками на конкурсе могут блеснуть молодые веб-дизайнеры, видеографы, авторы компьютерных игр и мобильных приложений, создатели двухмерной и трехмерной анимации. Помимо 10 заочных номинаций, в рамках конкурса проводится очная олимпиада по 3D-моделированию. Как отмечает председатель экспертного совета конкурса Ольга Долинина, для многих участников «Цифровой ветер» становится путевкой в будущую профессию.

Одним из генеральных спонсоров и партнеров мероприятия выступал известный производитель компьютерной техники Hewlett-Packard. В 2017 году им стала российский разработчик ПО Bell Integrator.

Стать участником цифровизации, а не жертвой

«Лучшая подготовка — это обучение. Здесь не обойтись и без участия государства: придется реформировать систему образования, учебные программы, чтобы помочь школьникам расти в цифровом мире, — считает Пьеррик Дютуа, руководитель бренд-сектор компании Google в России.

«Многие должности исчезнут, но на смену им придут новые, если люди будут знать, что такое искусственный интеллект и как с ним работать. Задача правительств и бизнеса — увеличить доступ людей к информации, чтобы каждый мог стать участником цифровой революции, а не ее жертвой»

Пьеррик Дютуа, руководитель бренд-сектор компании Google в России

По оценке Минкомсвязи, опубликованной в июне 2017 года, для обеспечения технологической независимости России необходимо 1–2 млн программистов, в то время как в стране их менее полумиллиона. Компании, между тем, заявляют, что вузовская подготовка IT-специалистов отстает от реальных потребностей бизнеса, и что пришедших на работу выпускников приходится учить заново.