«Упаковка продуктов — гарант санитарного благополучия города»
В последние годы в России активно формируется зародившееся на Западе движение Zero Waste («Ноль отходов»). Экоблогеры, представители Greenpeace и создатели магазинов, продающих товары без упаковки, утверждают: мусор нужно не просто перерабатывать — настало время прекратить его создавать. Поэтому одежду лучше не покупать и выбрасывать, а ремонтировать и отдавать в секонд-хенд. Подгузники и даже презервативы можно приобретать многоразовые, а детскими игрушками — обмениваться. Бывший зампредседателя комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, основатель движения «Зеленая Москва» Максим Шингаркин рассказал +1, почему столь этичное отношение к ресурсам может привести к глобальным проблемам.
Вопросы экологии — культурно-философские, поскольку в их основе лежат мировоззренческие позиции различных людей. Кто-то любит детективы, кто-то — мелодрамы, но, по большому счету, и те и другие любят книги. Так же и люди, заботящиеся об окружающей среде. Одни концентрируются на ее защите от выбросов промышленных предприятий, другие — на проблеме отходов. Одни абсолютизируют принцип раздельного сбора, другие — близкий к стопроцентному отказ от мусора, то есть Zero Waste.
С точки зрения развития цивилизации, культуры и философии важно многообразие. Оно позволяет обществу приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам. То, что сегодня нам кажется утопией, через какое-то время создаст новый тренд в бесконечном многообразии развития. И он может оказаться единственно возможным и актуальным, пусть и сохраненным небольшой группой в хорошем смысле слова радикалов.
Возьмем для примера детские подгузники. Возможны различные подходы к их использованию. Подгузники существуют не только для того, чтобы обеспечить комфортную и здоровую жизнь малыша, но и для экономии времени матери. Она может не только ухаживать за ребенком, но еще и спокойно хлопотать по хозяйству, работать и даже заниматься бизнесом. Если у малыша решен вопрос с памперсами, мы получаем социально ответственного, деятельного взрослого человека.
И тут у каждого есть выбор. Один говорит: «Я буду покупать для ребенка одноразовые подгузники, потому что они сделаны из специальных материалов, их для этого придумали, они эффективны, подгузника хватит на четыре часа». Другой говорит: «А я буду пользоваться марлевыми, и буду все время стирать». И если мы с вами в конечном итоге начнем считать, от чего экологический вред будет больше, то поймем, что не все так однозначно, как говорят нам представители Zero Waste.
При стирке у нас расходуются вода, стиральные материалы. Если мы используем стиральную машину, тратится еще и электричество на нагрев воды и процедуру стирки, а когда занимаемся этим вручную — тратим больше воды, чем с помощью машины. Если же вы находитесь в удаленном населенном пункте и у вас нет не только стиральной машины, но и центральной канализации, то вы будете выливать мыльную воду с фосфатами в почву, что тоже вредно. То есть в реальной жизни существует много парадигм, и оптимальное решение не всегда очевидно. Поэтому Zero Waste — это люди, которые ищут оптимум в очень специфическом сегменте.
Теперь по поводу одноразовой тары. Да, отходы больших городов — это в основном упаковка. Но упаковка — это гарантия санитарного благополучия города.
Вот человек должен сегодня купить хлеб. И если хлеб в упаковке хранится и ждет своего покупателя, то хлеб без нее быстро выйдет из своего качественного состояния и его придется выбросить. То же самое можно сказать про молоко, масло и другие товары. В итоге без упаковки мы будем бесконечно и избыточно расходовать продукты питания.
Далее — если мы с вами откажемся от упаковки, у нас возникнут санитарные проблемы: люди станут грязными руками трогать еду, тот же хлеб из общей корзины. Из-за возникшей диареи купивший такой хлеб гражданин, во-первых, будет смывать воду в унитазе каждую минуту, что приведет к расходу ресурсов, во-вторых, потеряет трудоспособность, а в-третьих, пойдет за лекарствами, к изготовлению которых можно поставить множество экологических вопросов.
Таким образом, упаковка принимает участие в создании качественного санитарного состояния крупных городов. Поэтому абсолютный Zero Waste невозможен. И, кроме того, сколько ни покупайте нижнее белье в секонд-хэнде — рано или поздно оно прохудится и его нельзя будет использовать. Оно все равно станет отходом.
С другой стороны, достижимы как длительное использование товаров, так и избавление от продукции моментального использования, переход на многоразовые товары и раздельный категорийный сбор мусора.
Ведь самое главное в вопросе отходов — возможность их повторного использования. При такой возможности то, что товар потерял свои потребительские свойства, не является проблемой. Когда в советские годы мы пили молоко, пустая бутылка не выбрасывалась, а превращалась в тару для будущего молока — только успевай ее сдавать.
И еще одно слово в защиту пластика. Все помнят, что когда-то у нас были многоразовые шприцы. Но в борьбе с эпидемиями и заболеваемостью была создана технология одноразовых шприцев, которая действительно спасла миллионы человеческих жизней. Мы же не будем отказываться от этого достижения цивилизации в погоне за идеалом безотходного существования? Нет, мы будем пользоваться одноразовыми шприцами.
Автор
Максим Шингаркин, основатель движения «Зеленая Москва»