СПЕЦПРОЕКТ Устойчивые города
14.12.2020

Благоустройство с накопительным эффектом

Москва подводит итоги реализации экологической политики в 2020 году

Коллаж Тони Кротовой

В 2020 году на все сферы жизни общества повлияла пандемия коронавируса. Введение режима самоизоляции сказалось и на реализации в Москве экологической политики. О том, как в течение года менялось качество воздуха и получалось ли у москвичей сортировать мусор, рассказал Plus-one.ru руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский.

— Как на экологическую ситуацию в Москве повлияло введение ограничительных мер сначала весной, а потом осенью? Улучшилось ли качество воздуха? Сократился ли объем выбросов парниковых газов?

— Созданная в столице современная, на уровне мировых столиц, система мониторинга, основу которой составляют автоматические станции, позволяет оперативно реагировать на происходящие изменения в экологической обстановке. Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что в период режима самоизоляции весной 2020 года в целом концентрации загрязняющих веществ находились ниже обычно наблюдаемых уровней. Более того, зафиксированные значения оказались сопоставимы с теми, которые отмечались в аналогичный период 2019 года на жилых территориях, а по ряду веществ — даже меньше. Так, концентрации загрязняющих веществ вблизи автотрасс были ниже по оксиду углерода, диоксиду азота и взвешенным веществам РМ10 в 1,5 раза, оксиду азота — в 2,2 раза.

Такая положительная динамика в немалой степени была связана с существенным снижением интенсивности движения автотранспорта, являющегося основным источником выбросов в атмосферу мегаполиса. Следует отметить, что снижение уровня загрязнения воздуха отмечено не только на территориях вблизи автотрасс, но и на жилых территориях, а также в Троицком и Новомосковском округах.

В целом в период самоизоляции минимальные концентрации основных загрязняющих веществ отмечены 22 апреля и 10 мая. Эти дни характеризовались интенсивными условиями рассеивания в атмосфере. Москва в эти даты находилась под влиянием циклона, наблюдались периодически дожди и ветер с порывами более 10 м/с. Это хорошо показывает, как сильно могут погодные условия влиять на формирование уровня загрязнения воздуха в городе и что наблюдаемые концентрации зависят не только от объемов выбросов.

Сейчас ограничительные меры, а также погодные условия заметно отличаются от тех, что были весной. Осень в этом году выдалась аномально теплой, без существенных осадков. В целом за месяц их количество оказалось меньше нормы, в результате в октябре формировались условия для накопления выбросов в атмосфере. Результаты мониторинга свидетельствуют, что такого снижения загрязнения, который мы фиксировали весной, на данном этапе не наблюдается. Есть некоторое снижение по оксиду углерода, но по большинству показателей уровни сравнимы.

— Москва присоединилась к партнерству городов по изменению климата С40 и взяла на себя обязательства раскрывать информацию о выбросах парниковых газов. Какие преимущества это дает городу?

— Города-участники ежегодно предоставляют информацию о парниковых газах. Это позволило создать унифицированную систему контроля вредных выбросов в атмосферу. Общая база имеет свободный доступ всех городов-участников С40, что позволяет беспрепятственно изучить опыт ключевых проектов. Благодаря сотрудничеству с С40, обмену опытом с городами мира в Москве было внедрено множество мер по снижению транспортной нагрузки: платные парковки, ужесточение требований по экологическим классам топлива, ограничение движения грузового и развитие общественного транспорта, внедрение электрического транспорта и велосипедной инфраструктуры.

Инфографика Юлии Дорофеевой

— Одним из способов создания благоприятной атмосферы в городе считаются зеленые крыши. В этом году в России приняли стандарт в области озеленения кровель. Как вы думаете, поможет ли он увеличить площадь зеленых кровель?

— В Москве более 50% площади занимают озелененные пространства. Наряду с традиционными методами озеленения в Москве ведется практика применения таких нетрадиционных приемов озеленения, как вертикальное, контейнерное, крышное озеленение. Их же мы планируем применять и в дальнейшем.

Создание зеленых газонов и небольших садов на крышах во многих странах считается одним из эффективных способов оздоровления окружающей среды и улучшения качества жизни горожан. Москва по возможностям крышного озеленения сравнима с Лондоном, где пригодны для высадки растений 30% крыш. Безусловно, создание дополнительного озелененного пространства создает отличное место для отдыха рядом с домом, но не заменит прогулку в парке.

— Что было сделано для озеленения территорий в 2020 году? Как проходят акция «Миллион деревьев» и проект «Наше дерево» на фоне пандемии?

— Работы по озеленению территорий, которые мы планировали на весну текущего года, в столице были приостановлены из-за режима самоизоляции, введенного с целью предотвращения угрозы распространения новой коронавирусной инфекции. После снятия ограничений в весенне-летний период высажено более 11 тыс. деревьев и 365 тыс. кустарников. В настоящее время реализуется осенний этап озеленения территорий. До конца года предполагается высадить более 27,7 тыс. деревьев и 624,4 тыс. кустарников. Озеленение дворовых территорий и объектов социальной сферы по плану завершаем до конца ноября, высадку деревьев на местах утраченных — до конца года.

В рамках проекта «Наше дерево» всего будет высажено 5 044 «именных» дерева в честь рождения детей. В связи с ситуацией по коронавирусу в текущем году отказались от проведения торжественных мероприятий, свидетельства вручаются при проведении работ, а также в электронном виде направляются в личный кабинет заявителям. Отмечу также, что все работы проводятся специализированными подрядными организациями с учетом соблюдения требований по предотвращению распространения коронавирусной инфекции.

Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский
Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский
Фото: Дмитрий Гаврилов

— Что было сделано для снижения негативного воздействия автотранспорта?

— Правительство Москвы много лет проводит целенаправленную политику в области снижения негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду города. Основной вклад в улучшение качества воздуха вносят меры по экологизации транспортной системы. В частности, город уделяет большое внимание развитию экологичных видов транспорта: сейчас для владельцев электромобилей действует льгота в виде бесплатной парковки на платных городских паркингах, строятся электрические зарядные станции, велосипедные дорожки и пешеходные зоны, действует городская сеть велопроката. Параллельно с этим Москва стала лидером по использованию электрического общественного транспорта. Достаточно вспомнить обширную сеть метрополитена, МЦК (Московское центральное кольцо — железнодорожная линия пассажирского транспорта, частично интегрированная с метрополитеном) и электрифицированную сеть железных дорог. Первые электробусы в Москве вышли на маршруты 1 сентября 2018, сейчас их порядка 400 и они обслуживают 29 маршрутов наземного городского пассажирского транспорта.

С 1 сентября 2016 года в Москве введены ограничения для грузовиков и автобусов: машины не смогут въезжать и передвигаться в некоторых городских зонах, если их двигатель не соответствует требованиям 2-го или 3-го экологического класса. Еще одна значимая экологическая инициатива столичного правительства Москвы — введение грузового каркаса. Это специально выделенные участки дорог, по которым грузовикам максимальной массой более 2,5 т разрешено свободно передвигаться. С 2014 года грузовой каркас поэтапно распространен на территории Северного, Северо-Восточного, Восточного и Юго-Восточного административных округов Москвы. С февраля 2020 года грузовой каркас действует еще в двух округах — в Южном и Юго-Западном.

Добавлю, что автотранспортный парк Москвы самый экологичный в России и постоянно улучшается. Сегодня более 69% автомобилей в столице соответствуют стандарту экологического класса Евро-4 и выше. По сравнению с 2010 годом их доля увеличилась в более чем 2 раза. В целях оптимизации использования существующей улично-дорожной сети развиваются технологии интеллектуального управления дорожным движением.

В результате реализации в городе экологической политики мы видим позитивную динамику: воздух стал чище. Сводный индекс загрязнения атмосферы за последние 10 лет снизился почти в два раза. По данным автоматических станций контроля, с 2011 года в воздухе вблизи автомагистралей сократились концентрации оксида углерода в 2,9 раза, оксида азота — в 3,1 раза.

Руководитель департамента природопользования Москвы Антон Кульбачевский Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский

— Какие меры принимаются для того, чтобы стимулировать горожан сократить количество поездок на личном автомобиле?

— Комплексная программа развития общественного транспорта — одна из основных задач снижения количества личных средств передвижения на дорогах. Она связана с оптимизацией маршрутов общественного транспорта и наращиванием сети метрополитена. Вторая задача — повышение комфортности, в первую очередь снижение заполняемости салонов. Здесь основное мероприятие — это закупка нового комфортного подвижного состава. В случае автобусов эта задача совмещена с обновлением парка автобусами экологического класса Евро-5 и электробусами.

При переходе с личного на общественный транспорт количество вредных выбросов в расчете на одного человека снижается почти в 10 раз. Поэтому все меры, стимулирующие пассажиров отказаться от личного автомобиля, имеют прямой экологический эффект. В 2019 году доля москвичей, которые выбрали для передвижения городской общественный транспорт, составила 70% и их число постоянно растет. К 2021 году прогнозируется рост этого показателя до 72%. На мой взгляд, это результат того, что общественный транспорт становится все более комфортным и доступным, а его маршруты и график движения соответствуют потребностям жителей и гостей города.

— Как вы оцениваете результаты мусорной реформы, которая началась в Москве в 2020 году? Привыкли ли жители к раздельному сбору мусора?

— Раздельный сбор отходов начался в 2013 году. Уже тогда правительство Москвы заключило первые долгосрочные контракты по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах. К 2018 году количество контейнеров для раздельного сбора в городе превысило 1 000, а к 1 января 2020 года ими оборудовали все площадки для мусора (более 22 тыс.) — это более 60 тыс. контейнеров.

Считаю, что москвичи уже достаточно хорошо понимают, зачем нужен раздельный сбор отходов и как их можно вовлечь во вторичный оборот. Чтобы помочь жителям города разобраться в теме, с 2014 года Департамент природопользования проводит эколого-просветительскую акцию «Разделяй и используй». Показательно, что по итогу акции в 2014 году было собрано 2 т отходов, а в 2019 году — более 42 т. Рост в более чем 20 раз за 5 лет. При этом не стоит забывать, что когда информационная кампания только зарождалась, жители еще с опаской смотрели на специализированные баки. Сейчас благодаря единому концепту контейнерных площадок и мусорных баков, доступности их для жителей количество вовлеченных в процесс разделения отходов только увеличивается.

С этого года правительство перевело город на новую двухконтейнерную систему сбора и накопления отходов. Первые результаты должны были быть подведены в 2021 году, но боюсь, пандемия внесет коррективы в темпы роста вовлеченности жителей в раздельный сбор и, как следствие, выборки полезных фракций из отходов.

Инфографика Юлии Дорофеевой