Экология — это выгодно
Конференция «Экология и формирование культуры устойчивого потребления в России» состоялась 22 сентября в Москве. На мероприятии, организованном Лесным попечительским советом (FSC) и компанией Segezha Group, собрались представители экологически-ориентированного бизнеса, государственных органов, СМИ и неправительственных организаций. Участие приняли компании WWF, IKEA, METRO, BASF, проект +1, а также Рослесхоз и РСПП.
Среди тем, которые обсуждались на конференции — ответственные закупки и маркетинг, государственная экологическая политика и сертификация, готовность к осознанному потреблению, и, конечно, экологизация бизнеса. Так, свои стратегии в области охраны окружающей среды и экономии ресурсов представили компании Segezha Group, SIG Combibloc, LafargeHolcim и Unilever.
Растущую заинтересованность в устойчивом развитии подтверждает статистика: по данным РСПП, в России наблюдается поступательный рост числа компаний, предоставляющих публичную нефинансовую отчетность. В 2010 году их было 102, в 2016-м — уже 164.
Вместе с тем, растет и заинтересованность людей в приобретении товаров и услуг ответственных компаний. 61% россиян заявили о готовности платить более высокую цену за продукцию производителей, бережно относящихся к обществу и окружающей среде.
По данным, представленным Лесным попечительским советом во время конференции, в нашей стране именно наличие маркировки повлияло на выбор 21% покупателей сертифицированной FSC продукции. Об этом рассказал в своем выступлении Андрей Птичников, исполнительный директор Российского национального офиса FSC.
В свою очередь, как отметил во время мероприятия руководитель проектов по лесу и торговле WWF России Александр Воропаев, площадь сертифицированных лесов в России растет и составляет 58,4 млн га, что, по оценкам фонда, соответствует 64 млн кубометров продукции.
По словам Андрея Птичникова, в России экологизация бизнеса проходит другим путем, чем в европейских государствах. В нашей стране бизнес играет решающую роль в распространении идей устойчивого развития.
«В популяризации принципов устойчивого развития в России отсутствует активная роль некоммерческих организаций. Функцию фактически выполняет международный бизнес, который продвигает „зеленые“ инновации. Это плавное движение, требующее больших усилий для того, чтобы к теме экологически чувствительных рынков и сертификации подключилось государство».
Андрей Птичников, исполнительный директор Российского национального офиса FSC
Компании, которые присутствовали на конференции, вносят свой вклад в устойчивое развитие, уверен Птичников, однако необходимо рассказать покупателям, какая именно продукция произведена ответственно. «Компаниям необходимо донести до потребителя, что они сделали в плане ответственного лесопользования. В противном случае покупатель не поймет, в чем отличие продукции компании от товаров из древесины сомнительного и незаконного происхождения. Аналогичную информацию необходимо донести до государства, чтобы запустить госзакупки», — отметил он.
Один из способов развивать культуру ответственного отношения к природе — это обучать своих сотрудников. Опытом SIG Combibloc поделилась руководитель отдела маркетинга компании Анна Балашова.
«Мы участвовали в программе по сбору макулатуры в рамках акции FSC. Сначала сотрудники встретили инициативу с прохладой, но потом начали приносить из дома газеты, журналы, учебники. Сейчас мы собираем макулатуру на постоянной основе — за полгода накапливаем порядка двухсот килограмм».
Анна Балашова, руководитель отдела маркетинга SIG Combibloc
Помимо пленарного заседания, на конференции состоялись два круглых стола: Дебаты о преимуществах пластиковой и бумажной упаковок, а также обсуждение роли FSC-сертификации в формировании «зеленого» рынка. Итогом переговоров стали инициативы, которые не только будут использованы в бизнесе, но и пойдут на рассмотрение в правительство.
«Среди инициатив, которые мы собрали — введение критериев на закупки материалов из древесины и целлюлозно-бумажной продукции (в том числе упаковки) из FSC-сертифицированного сырья. Мы планируем вынести эти идеи в рамках обсуждения стратегии развития лесопромышленного комплекса, которая сейчас разрабатывается. А также — выдвинуть их в Минпромторг для обсуждения и, возможно, внесения изменений в нормативно-правовые акты», — рассказала вице-президент Segezha Group Мария Василькова об итогах круглых столов.
Стратегия развития лесного комплекса до 2030 года — документ, определяющий приоритетные направления для развития лесного хозяйства. Среди инициатив, перечисленных в документе — создание новых ЦБК, развитие деревянного домостроения, производство санитарно-гигиенических изделий, а также переработка древесных отходов в биотопливо. Стратегия будет передана на рассмотрение в правительство уже в сентябре.
Автор
Подготовила Дарья Кузнецова