Ирина Архипова: «Природоохранная деятельность интегрирована в нашу бизнес-стратегию»

В интервью +1 директор по внешним связям и коммуникациям Coca-Cola HBC Россия рассказала о базовых принципах успешных экологических программ

Ирина Архипова
Ирина Архипова
Фотография предоставлена компанией Coca-Cola

— Забота об экологии является приоритетным направлением корпоративной социальной ответственности Coca-Cola в России. В чем ценность такого выбора?

— Мы — крупный производитель и дистрибьютор: наши производства расположены от Санкт-Петербурга до Владивостока, мы доставляем продукцию в самые удаленные уголки России. Безусловно, все это оказывает воздействие на окружающую среду. И наша задача — вести бизнес так, чтобы не только минимизировать эти эффекты, но и сохранить, приумножить природные ресурсы. Природоохранная деятельность интегрирована в нашу бизнес-стратегию. Coca-Cola заботится об источниках воды по всему миру и разрабатывает проекты по сохранению водных ресурсов, поскольку вода — это сердце нашего бизнеса, главный ингредиент наших напитков. Другой пример: мы выпускаем напитки и соки в упаковке, которая может быть переработана, однако выстроенной системы рециклинга нет, и отходы попадают на полигоны, где разлагаются годами. Мы заинтересованы развивать в обществе практику раздельного сбора и переработки мусора.

Фотография предоставлена компанией Coca-Cola

— Вы стали первым производителем в России, который будет проводить сбор и утилизацию собственной потребительской упаковки. Оцениваете ли вы это как эффективный бизнес-проект?

— Программа утилизации не предполагает получение экономической прибыли, но освобождает от уплаты экологического сбора. Такая альтернатива для производителя заложена в соответствии с изменениями в новом законодательстве. В России культура обращения с отходами находится на крайне низком уровне: на переработку уходит 5-7% твердых коммунальных отходов. Для сравнения, в Германии этот показатель достигает 47%. Мы приняли на себя обязательство к 2020 году собирать и отправлять на переработку минимум 40% выпущенной нами на рынок потребительской упаковки.

Фотография предоставлена компанией Coca-Cola

— Насколько эффективна такая альтернатива для производителя: самостоятельно утилизировать свою упаковку или платить экологический сбор?

— Расширенная ответственность производителей успешна тогда, когда ими она и реализуется. Именно так и расставлены приоритеты в законе. Уплата экосбора носит вторичный характер. Международный опыт показывает, что это приносит реальные результаты, создается инфраструктура для раздельного сбора и переработки отходов потребительской упаковки. Но важна и личная мотивация населения, люди ценят свой собственный вклад в общее дело по предотвращению появления новых свалок и охране окружающей среды. И здесь необходимо одновременное участие бизнеса, государства, населения, с четким разделением обязанностей. Нельзя сначала сделать ответственными одних участников, производителей и импортеров, и при этом не вовлечь в процесс других.

— Недавно стартовала ваша пилотная программа «Разделяй с нами» по раздельному сбору потребительской пластиковой упаковки. Каких результатов вы ждете от проекта?

— «Разделяй с нами» объединяет два главных направления — инфраструктурное и образовательное. Проект имеет всероссийский охват. На первом этапе мы устанавливаем контейнеры для раздельного сбора в 6 городах. Наша цель — собрать и переработать 4500 тонн пластиковых отходов до конца 2016 года. К нашей образовательной программе присоединились уже более 6000 школ и около 180 вузов. География установки контейнеров и количество переданного на переработку сырья будет расти. Мы рассчитываем, что «Разделяй с нами» станет успешным примером самостоятельной реализации расширенной ответственности производителя и привлечет внимание российского бизнес-сообщества к такой практике.

Фотография предоставлена компанией Coca-Cola

— Какие стратегические задачи в рамках устойчивого развития стоят перед компанией сегодня?

— В сентябре группа Coca-Cola HBC объявила о новых целях в области устойчивого развития до 2020 года. Мы планируем снизить удельный расход воды на 30%, а энергии — на 50% по сравнению с 2010 годом, снизить общий объем производимой первичной упаковки на 25% из расчета на 1 литр готовой продукции, инвестировать минимум 2% балансовой прибыли в развитие местных сообществ. Это наши обязательства, которые значимы не только для нашего бизнеса, но и для общества в целом.