Как управлять своим ЭКО
В начале августа компания IKEA запустила образовательное приложение по ответственному, экологичному образу жизни IKEA Better Living. Мы предложили экспертам по ответственному потреблению и экологии протестировать его и оценить, можно ли с помощью электронного проводника в мире полезных привычек сократить свой экологический след.

Лариса Петракова, основательница магазина Zero Waste Shop
«Идея собрать важные экопривычки в одном приложении — отличная! Мне нравится, что приложение сделано с элементами игры и соревнования. Возможность получать бонусы за каждое положительно влияющее на окружающую среду действие делает переход к более осознанному образу жизни простым и привлекательным.
Я бы еще добавила совет покупать продукты питания в многоразовой упаковке (то есть на развес, в свою тару) или хотя бы обращать внимание, в какой упаковке товар? — стараться выбирать упаковку с минимумом пластика или ту, которая перерабатывается.
Что касается меня, то есть привычки, которые было изменить легко, и есть привычки, которые я пока не могу изменить. Мне легко брать с собой воду в многоразовой бутылке (я пью обычную кипяченую воду) и больше не тратить деньги на покупку воды в пластиковых бутылках. Легко было перейти на тряпичные сумки вместо одноразовых пакетов для покупок в магазинах. У меня всегда есть несколько сумок в машине или одна тряпичная в дамской сумке.
Легко покупать овощи и фрукты в многоразовые мешочки. Легко покупать на развес товары в свои контейнеры. Если я знаю, что мне сегодня надо в магазин, я утром беру контейнеры с собой и купленную еду кладу в них. Если я не знаю, что буду покупать, то беру несколько свободных контейнеров и мешочков, обычно их хватает. Если товар нельзя купить без упаковки (например, йогурт), я выбираю упаковку, которую можно сдать в переработку.
Еще я не могу отказаться от поездок на машине, так как живу за городом. У меня есть свой магазин товаров без упаковки, я работаю с этим постоянно, но даже мне пока не удается всегда всю еду покупать в свою тару. Сегодня это сложно».

Мария Малороссиянова, координатор проектов движения «ЭКА»
«Приложение поможет тем, кто делает первые шаги в экологичной жизни. В приложении очень простой и удобный интерфейс. Суть — помочь человеку жить более осознанно через повседневные действия. Совсем не сложно, например, отказаться от пакетов, использовать туалетную бумагу из макулатуры, экономить воду. И из этого складывается большая ответственность, влияющая на состояние планеты.
В приложении предусмотрена опция накопления баллов для использования их при покупке вещей, которые помогают делать жизнь экологичнее. Правила просты, бонусы приятны — в такую игру интересно играть в любом возрасте.
Сегодня многие люди хотят жить более осознанно: грамотно обращаться с отходами, экономить ресурсы, избегать лишних покупок и т.д., но не знают, с чего начать. IKEA Better Living как раз для таких людей».

Ирина Тельнова, эксперт Института экологии НИУ ВШЭ
«Инициатива ритейлера, безусловно, хороша. Приложение пропагандирует известную идею, что надо начинать с себя. Многие граждане хотят, готовы, но не понимают, как собственными силами внести вклад в „глобальную экологию“, как их простые усилия влияют на глобальные процессы. Интерактивное приложение помогает им в таком понимании.
Внедрение геймификации в экологию, по моему мнению, — очень свежий и интересный шаг. А интеграция бренда выглядит ненавязчивой и органичной. Привлечение внимания к простым вещам, формирование экопривычек у каждого гражданина — важное и необходимое условие в современных экологических реалиях.
IKEA уже известна как eco-friendly компания и сейчас сохраняет этот вектор для развития лояльности покупателей, одновременно формируя их экологическую ответственность.
Движение к осознанности — наглядный пример того, как сейчас трансформируются основные дефиниции общества потребления. Это касается одной из ключевых категорий, выраженной глаголом „обладать“. Сейчас его содержание меняется на более „социалистическое“ — „использовать“, с вектором на шеринговую экономику. „Иметь во владении“ — дорого и неудобно, особенно то, в чем уже нет необходимости. При этом ненужная вещь может оказаться важной для кого-то еще, не оказаться на свалке общества потребления, а обрести вторую жизнь.
„Чинить“, а не „выбрасывать“ — это почти философия. Можно начать со старого комода, а закончить человеческими отношениями».
Записал
Степан Давиденко